Предложения РТД по изменению проекта федерального закона "О биомедицинских клеточных технологиях"
Российское Трансгуманистическое Движение, рассмотрев законопроект «О
биомедицинских клеточных технологиях», принятие которого должно преследовать цель усовершенствовать правоотношения в сфере биомедицинских клеточных технологий и способствовать усилению защиты прав пациентов, повыcить ответственность организаций, применяющих биомедицинские технологии, а также способствовать развитию биомедицинских клеточных технологий в Российской Федерации, сообщает о наличии в нем существенных недостатков, противоречащих заявленным целям, а также о возможном прямом негативном влиянии законопроекта на дальнейшее развитие биотехнологий в Российской Федерации. Кроме того, предложенный в законопроекте вариант механизма государственного регулирования в сфере биомедицинских клеточных технологии несет в себе опасности коррупционных правонарушений, нарушает естественное право человека на жизнь и другие принципы и статьи Конституции РФ.
1. В статье 1 законопроекта («Предмет регулирования») предполагается государственное регулирование отношений, возникающих в связи:
– с разработкой, доклиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией биомедицинских клеточных технологий;
– с клиническими исследованиями, экспертизой, производством, хранением, утилизацией, применением, мониторингом применения, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации клеточных продуктов.
Необходимость прямого государственного контроля данной сферы общественных отношений не является очевидным фактом. Сам предмет законопроекта не вызывает недоумений и разногласий, однако, способы и пределы государственного регулирования, вытекающие из предложенного законопроекта определенно должным образом не согласованы с обозначенным в статье 1 законопроекта предметом.
Необходимо заметить, что вместо прямого государственного контроля над
деятельностью в сфере биомедицинских клеточных технологий представляется
целесообразным сформулировать в законопроекте разумные основы государственного регулирования клеточных технологий, а специальные (применительно к рассматриваемой сфере) функции контроля возложить законом на профессиональные саморегулируемые организации в сфере биомедицинских клеточных технологий, учрежденные в форме некоммерческих организаций. Саморегулируемые организации, в частности, совместно должны будут сформулировать и согласовать с Минздравсоцразвитием и утвердить стандарты и иные правила и принципы профессиональной деятельности, вопросы страхования и обеспечения защиты здоровья и иных законных прав и интересов граждан, пределы коммерческого использования результатов исследований в сфере клеточных технологий, кодекс профессиональной этики, правила ведения реестра клеточных технологий, отдельные вопросы защиты авторских и иных интеллектуальных прав разработчиков, и т. д.
2. В пункте 1 статьи 3 дано неоправданно запутанное определение биомедицинских клеточных технологий – ключевого, исходного понятия рассматриваемого законопроекта:
«Биомедицинская клеточная технология – процесс получения клеточного продукта для восстановления структур и функций тканей и органов или путем активации собственных восстановительных процессов организма человека, для создания тканей и органов биоинженерными методами (тканевая инженерия) с последующим их применением в медицинской деятельности, а также для адресной доставки лекарственных средств в организме человека».
В этой связи, считаем необходимым провести широкую научную дискуссию для выработки четкого, самодостоточного определения понятия «биомедицинская клеточная технология».
Также целесообразно ввести в законопроект новые понятия, напрямую касающиеся биомедицинских клеточных технологий, конкретизирующих и упорядочивающих данные правоотношения.
Предлагаем дополнить статью 3 пунктами 16,17,18,19,20,21,22 следующего содержания:
«16) клонирование – технология соматического ядерного переноса (somatic nuclear transfer, SNT), т. е. перенос ядра соматической клетки с ДНК в донорскую яйцеклетку и образование тем самым клетки с диплоидным набором хромосом;
17) терапевтическое клонирование – метод получения аутологичных («родных») эмбриональных стволовых клеток с помощью технологии соматического ядерного переноса;
18) анатальное клонирование - клонирование, результатом которого не является получение способного к развитию в вынашиваемый плод эмбриона;
19) репродуктивное клонирование – выращивание клонированной клетки через все этапы эмбриогенеза и рождение человека;
20) эмбрион – стадия развития организма, начиная со стадии зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
21) плод – зародыш человека на поздних стадиях эмбриогенеза (обычно после 8 недели развития);
22) бластоциста – стадия развития зародыша (в том числе человека), на которой зародыш состоит из нескольких десятков или сотен клеток – недифференцированных или слабо дифференцированных;
3. В пункте 8 статьи 4 законопроекта одним из принципов в сфере регулирования биомедицинских клеточных технологий, то есть, говоря юридическим языком, одним из фундаментальных правовых устоев, вводится запрет на использование биомедицинских клеточных технологий в целях клонирования человека.
Во-первых, необходимо отметить, что понятием «клонирование» (клонирование человека) обозначают несколько методов, очень отличающихся друг от друга, с различными целями. Можно выделить четыре категории, которые необходимо различать:
Первая категория – клонирование как технология соматического ядерного переноса, т. е. перенос ядра соматической клетки с ДНК в донорскую яйцеклетку и образование тем самым клетки с диплоидным набором хромосом;
Вторая категория – терапевтическое клонирование – метод получения аутологичных («родных») эмбриональных стволовых клеток с помощью соматического ядерного переноса;
Третья категория – анатальное клонирование с целью получения зиготы и дальнейшего выращивания эмбриона до определенной стадии, например, в научных целях;
Четвертая категория – репродуктивное клонирование – выращивание клонированной клетки через все этапы эмбриогенеза и рождение человека.
Во-вторых, данный принцип вступает в прямое противоречие с действующим законодательством. Федеральный закон от 20.05.2002 года № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (в редакции Федерального закона от 29.03.2010 г. № 30-ФЗ) ввел временный запрет на клонирование человека до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. Таким образом, законом «О временном запрете на клонирование человека» заложен правовой механизм, позволяющий в будущем, при достаточных научных основаниях, установить правовой режим клонирования человека. Такого рода биомедицинские технологии клонирования человека находятся в стадии становления, но уже сейчас очевидно, что биомедицинские клеточные технологии являются необходимым элементом такого рода технологий.
Необходимо сказать, что споры об этичности касаются обычно лишь четвертой категории клонирования, и на эту категорию уже введен мораторий. Запрет на применение биомедицинских технологий применительно ко всем четырем категориям клонирования неприемлем, он налагается на совершенно разные подходы в клонировании и не обоснован ни в научном, ни в юридическом плане, поскольку репродуктивное клонирование человека уже запрещено законом “О временном запрете на клонирование человека“. Правительство РФ, как инициатор данного федерального закона и последующего продления запрета предложило бессрочный мораторий именно для того, чтобы разобраться до конца с данной технологией и оценить перспективы и риски ее применения, в том числе - учитывая и этические стороны репродуктивного клонирования человека. В федеральном законе инициированным Правительством РФ как раз делается акцент на принципиальной разнице вышеуказанных категорий, и используется разумный подход к использованию запретительных норм.
Запрет на использование биомедицинских клеточных технологий в целях клонирования человека в данном законопроекте приведет к излишнему усложнению системы законодательства, появлению очевидных коллизионных норм в действующем законодательстве, и, несомненно, нарушит взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство системы законодательства РФ, мешая тем самым оптимизации процесса правового упорядочения рассматриваемых общественных отношений.
Также напоминаем, что Российская Федерация не присоединялась к «Дополнительному Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающемуся запрещения клонирования человеческих существ» от 12 января 1998 г. и не несет никаких обязательств по непременному запрету клонирования человека. Более того, такие страны как Бельгия, Швеция, США и другие, запретившие у себя репродуктивное клонирование человека, разрешают работать с эмбриональными стволовыми клетками, четко разделяя эти направления. Австралия в 2006 году после голосования в парламенте сняла запрет на клонирование человеческого эмбриона, а в 2008 выдала первую лицензию на право создавать клонированные эмбрионы человека для получения эмбриональных стволовых клеток.
Российская Федерация вместе с Бельгией, Великобританией, Японией, Южной Кореей, на заседании по разработке Декларации ООН о клонировании человека, принятой резолюцией 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 г., и содержащей призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни, открыто выражала свою позицию, выступая за присутствие в этом документе призыва о запрете только на репродуктивное клонирование человека, оставив вопрос о терапевтическом клонировании на усмотрение самих стран.
Заметим также, что результаты исследований в области клонирования человека однозначно дадут позитивные результаты, в перспективе существенно сократят расходы на здравоохранение и будут способствовать решению задач, стоящих перед Министерством здравоохранения и социального развития. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2008 №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства", Минздравоцразвития выполняет функции по «оказанию медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи». Запрет на применение биомедицинских клеточных технологий для клонирования человека полностью противоречит этой функции Минздравоцразвития и, как следствие, будет препятствовать разработкам и внедрению современных медицинских технологий, чем нанесет вред здоровью населения Российской Федерации и ухудшит демографическую обстановку, что все вместе, безусловно, приведет к тяжелым социальным последствиям.
Запрет на использование биомедицинских клеточных технологий для клонирования человека, не разделяя важные понятия научной медицины о технологиях клонирования, угрожает заморозить все научные разработки в этой невероятно перспективной для человечества в целом и отдельно для нашей страны области. Сам по себе такой запрет противоречит инновационному направлению развития страны, заданному Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию РФ в 2009 году. Согласно прогнозам ведущих аналитиков по развитию науки именно развитие подобного рода биотехнологий в сочетании с цифровыми и нанотехнологиями станет основой инновационного научного и экономического развития в ближайшие десятилетия. Именно работы в области клонирования могут принести нашей стране научное признание и успех, сделав ее лидером в исследованиях по репродуктивному и терапевтическому клонированию в масштабах всего мира. Запрет на клонирование человека по всем четырем вышеуказанным направлениям способен существенно ослабить конкурентоспособность России как глобальной экономической и научной державы.
В связи с потенциальным негативным влиянием последствий полного запрета на применение биомедицинских клеточных технологий для целей клонирования человека, для населения Российской Федерации предлагаем исключить пункт 8 статьи 4 из текста законопроекта.
4. В пункте 9 статьи 4 законопроекта запрещаются коммерческие сделки с клетками человека: «клетки, получаемые от пациента (донора), не могут являться предметами купли-продажи или других коммерческих сделок».
Данная норма противоречит части 1 статьи 34 Конституции РФ о свободе предпринимательской деятельности, ущемляет права и свободы человека и гражданина, нарушает естественное право человека на жизнь и согласно части 3 ст.55 Конституции РФ не является причиной, согласно которой права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. В части 3 статьи 55 Конституции РФ говорится «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Продажа клеток не является безнравственной, если именно это имеется в виду, и даже наоборот, донорство является проявлением доброй воли человека и высоконравственным поступком, даже если за него предлагается вознаграждение.
Никакие дополнительные нормы, кроме разрешений врачей и медицинского освидетельствования тут не нужны. В них просто нет необходимости. Если речь идет о дополнительной предосторожности от продажи органов и тканей, то они принципиально отличаются от клеток, и запрет на них уже введен в Федеральном законе от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
В связи с вышеизложенным, предлагаем исключить пункт 9 статьи 4 из текста законопроекта
5. В части 2 статьи 6 не совсем корректно указаны источники охраны прав разработчиков биомедицинских клеточных технологий – «Права разработчиков биомедицинских клеточных технологий охраняются гражданским законодательством». Если авторы законопроекта подразумевали здесь вопросы, связанные с патентованием, то это стоило бы более прямо и недвусмысленно прописать.
Поскольку права разработчиков защищаются также уголовным и административным законодательством, для исключения возможности неправильного толкования данной нормы предлагаем изложить часть 2 статьи 6 в следующей редакции:
«Права разработчиков биомедицинских клеточных технологий охраняются законодательством Российской Федерации»;
6. В части 2 статьи 7 введен запрет на использование клеток эмбриона и (или) плода человека для приготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий:
<<Не допускается для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, взятие клеток эмбриона и (или) плода человека>>..
Использование абортивного клеточного материала, показало высочайшую клиническую эффективность. С этим быстро развивающимся направлением во многом связаны успехи современной терапии злокачественных заболеваний, для всего мирового сообщества стало настоящей сенсацией успешное проведение терапии стволовыми клетками в лечении многих тяжелейших заболеваний. По последним данным с их помощью германским медикам удалось вылечить ВИЧ. Большое количество людей благодаря терапевтическому клонированию, избавились от преследующих их серьезных недугов. Сейчас наиболее актуальные направления исследований – заместительная клеточная терапия при болезнях Альцгеймера и Паркинсона, при многих формах паралича и ранее неизлечимых аутоиммунных заболеваниях, которыми в Российской Федерации страдает от 7 до 11 млн. человек. Как уже говорилось ранее, использование эмбриональных стволовых клеток разрешено в США, Бельгии, Швеции и ряде других прогрессивных стран.
Более того, надо различать различные стадии развития эмбрионов - , , , , , , отличающиеся разными показателями своего формирования. Технологии терапевтического клонирования используют лишь самые ранние стадии развития эмбриона, до гаструлы включительно, когда не произошла даже дифференцировка клеток, и эмбрион представляет лишь скопление идентичных, ничем не отличающихся друг от друга стволовых клеток.
Данная запретительная норма противоречит основополагающим международным принципам и документам в области здравоохранения. В частности, в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 г., говорится, что «каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Поскольку уже довольно ясно, что биотехнологии в этой области чрезвычайно перспективны и обеспечат подъем на новый уровень мировой медицины, такой запрет нарушает права человека на собственное здоровье. Также нарушается в очередной раз естественное право человека на жизнь, зафиксированное в базовых международных документах о правах и свободах человека и гражданина, и статье 20 Конституции РФ.
Принцип здравоохранения о единстве науки и практики, лечения и профилактики требует взаимопроникновения и взаимодействия между этими направлениями, а именно от этого зависит успех сегодняшней медицины в лечении серьезных заболеваний, и исключая одну часть, не приходиться говорить о каком-то эффективном лечении людей.
Введение такого запрета противоречит и части 1 статьи 44 Конституции РФ, где «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания». Такой запрет полностью противоречит данной статье, поскольку ограничивает поле научного поиска и нарушает права ученых.
Как отмечалось ранее, запрет использования клеток эмбриона человека приведет к абсолютно противоположным результатам, нежели те, что отнесены к компетенции Минздравсоцразвития, что перечеркнет перспективы России вырваться в лидеры или хотя бы быть в первых рядах в разработке данных технологий, и как следствие, приведет к необоснованной смерти и инвалидности населения, выздоровление которого было бы возможно при реализации данных разработок у нас в стране.
Сокращение социальных выплат, связанных с инвалидностью и болезнями,
а соответственно и уменьшение нагрузки на государственный бюджет, улучшение демографической и социальной обстановки в стране, передовые научные позиции в области биомедицинских клеточных технологий – вот тот минимум, который может принести использование клеток эмбриона и плода человека в биомедицинских клеточных технологиях.
Более того, эмбрион или плод не является человеком и не обладает правоспособностью, о чем прямо сказано в части 2 статьи 17 Конституции РФ, и его использование не считается противозаконным и предрассудительным. Напоминаем также, что не существует на данный момент и запрета на аборты, умерщвление и «утилизацию» плодов человека (недоношенных детей до 500 грамм), «утилизацию лишних» эмбрионов получаемых в результате процедуры ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), что тоже соответствует действующему законодательству.
Принятие данной статьи в существующей редакции приведет к лишению надежды для многих неизлечимо больных людей и как следствие - к их смерти, инвалидности и другим последствиям, которые противоречат функциям Минздравсоцразвития РФ, и полностью противоречат научно-медицинскому подходу в лечении людей.
Исходя из вышесказанного, предлагаем исключить часть 2 статьи 7 из текста законопроекта.
7.Согласно части 1 статьи 7 законопроекта «Для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, используются:
1) клетки на любой стадии дифференцировки, взятые из любых тканей и органов человека, за исключением половых клеток;
2) клетки оболочек плода человека, выделенные из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови человека после нормальных родов».
Заметим, что в данной статье безосновательно запрещается использовать другие источники клеток. Если взять половые клетки, то донорство спермы и яйцеклеток сейчас разрешено, но если будет веден запрет, то использовать их для применения в клеточных технологиях будет нельзя.
Что касается эмбриональных стволовых клеток, то вопрос раскрывался выше, скажем лишь, что в клеточных биомедицинских технологиях могут использоваться любые виды клеток, это не влечет за собой никаких негативных последствий и соответствует действующему законодательству, не являясь злоупотреблением или правонарушением.
В связи с вышеизложенным, предлагаем изложить статью 7 в следующей редакции:
«Статья 7. Источники клеток для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинской клеточной технологии
1. Источниками клеток для приготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий, являются:
1) клетки на любой стадии дифференцировки, взятые из любых тканей и органов человека и других, в том числе генетически модифицированных, организмов;
2) клетки оболочек плода человека, других млекопитающих, выделенные из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови;
3) клетки эмбриона и (или) плода человека, других млекопитающих.
2. Принципы, порядок и режим получения и использования клеток, указанных в пункте настоящей статьи устанавливается настоящим федеральным законом.
3. Взятие клеток у несовершеннолетних для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий, допускается только в случаях, когда получаемый с использованием биомедицинской клеточной технологии клеточный продукт предназначен для применения исключительно у самого несовершеннолетнего или у его ближайших родственников (родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, бабушек и дедушек по прямой восходящей линии), а также усыновителей (удочерителей).
4. Действие пункта 3 настоящей статьи не распространяется на родителей, лишенных по решению суда родительских прав за исключением случаев, когда взятие клеток у их несовершеннолетних детей для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинской клеточной технологии, по медицинским показаниям рассматривается как единственный или наиболее оптимальный способ лечения заболевания лишенных родительских прав родителей и осуществляется с согласия опекуна, попечителя, органов опеки и попечительства и с учетом мнения несовершеннолетнего по достижении им десятилетнего возраста».
8. Согласно части 2 статьи 17 в составе Совета по биомедицинской этике могут присутствовать представители религиозных организаций.
Согласно статье 14 Конституции РФ «Российская Федерация – светское государство», и наделение правом голоса официальных представителей религиозных объединений при решении вопросов, касающихся государственной политики, и особенно в научно-технической области, медицине и здравоохранении является антиконституционным. Присутствие в комитетах (комиссиях) по этике указанных лиц и навязывание ими своих личных мнений, а тем более участие в принятии решений относительно передовых научных разработок станет нарушением основ конституционного строя, и требует заблаговременной реакции государственной власти по устранению возможности для такого нарушения.
Особенно стоит отметить тот факт, что Совет по биомедицинской этике будет давать заключение о возможности проведения клинических исследований клеточного продукта, и согласно части 4 статьи 19 законопроекта число официальных представителей научных и медицинских организаций в нем не может превышать половину от общего числа членов совета по биомедицинской этике. Однако вопросы, рассматриваемые на таком Совете, будут касаться определенной сферы медицинской науки, в том числе и разработок, которые при их внедрении будут спасать жизни людей. Безусловно, принимать решения и нести за них ответственность в таких случаях должны исключительно уполномоченные специалисты и профессионалы своего дела. Статья в данном виде, как и другие вышеприведенные статьи законопроекта, содержащие запретительные нормы, противоречит и нарушает право человека на жизнь, гарантируемое нашим государством и закрепленное в статье 20 Конституции РФ. Также нарушается и статья 41 Конституции РФ, где зафиксировано право на охрану здоровья.
Из прямого смысла норм законопроекта вытекает особая, гипертрофированная роль Совета по биомедицинской этике – оплата труда этических экспертов осуществляется на основе договора между таким экспертом и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть из средств федерального бюджета (не считая иных предусмотренных законопроектом федеральных бюджетных расходов на Совет); уполномоченный федеральный орган исполнительной власти публикует на своем официальном сайте информацию о Совете и планах его работы; в части 4 статьи 20 предполагается в обязательном порядке уплата государственной пошлины за проведение этической экспертизы заявителем о государственной регистрации биомедицинской клеточной технологии.
В связи с широкими полномочиями Совета по биомедицинской этике и небольшой ответственностью его членов, не являющихся сотрудниками научных или медицинских организаций, возникает серьезная опасность в виде коррупционного барьера для предпринимателей и ученых, занимающихся развитием биомедицинских клеточных технологий.
Большую коррупционную составляющую несет и статья 15 законопроекта, в которой говорится о создании специального экспертного учреждения для проведения биомедицинской экспертизы для выдачи разрешения на проведение клинических исследований клеточных продуктов и (или) по государственной регистрации биомедицинских клеточных технологий.
Создание таких структур противоречит Национальному плану противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждённому Президентом РФ 31 июля 2008г., № Пр-1568) где Правительству РФ поручено принять меры «по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти и по оптимизации предоставления ими государственных услуг» Также противоречат они и положению об уведомительной системе предпринимательской деятельности и лицензирования, которое также присутствует в данном плане.
Согласно Национальной стратегии противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460) основным принципом стратегии является признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации. Выполняя возложенную на нас данной стратегией функцию, в именно, участвуя как члены гражданского общества в противодействии коррупции, сообщаем, что указанные положения законопроекта противоречат политическому курсу, направленному на борьбу с коррупцией, тем самым угрожая безопасности нашей страны.
В связи с исключительной коррупционной составляющей, нарушением основ
Конституционного строя РФ и фундаментального права человека на жизнь предлагаем исключить статьи 15 и 17 из текста законопроекта.
9. В статье 40 законопроекта вводится запрет на содержание информации биомедицинских клеточных технологиях и разрешается ее распространение «только в специализированных изданиях, в том числе монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также в инструкциях по применению биомедицинских клеточных технологиях, предназначенных для медицинских работников».
Данная запретительная норма нарушает часть 4 статьи 29 Конституции РФ, в которой сказано что «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Информация о биомедицинских клеточных технологиях не является государственной тайной, и соответственно, государством гарантировано ее свободное получение.
Также данная статья нарушает часть 5 статьи 29 Конституции РФ, в которой государство гарантирует свободу массовой информации.
В связи с нарушением в данной статье законопроекта зафиксированных в Конституции РФ прав человека и гражданина на свободное получение информации о биомедицинских клеточных технологиях, а также нарушении свободы массовой информации, предлагаем исключить статью 40 из текста законопроекта.
В целом, положения законопроекта запаздывают в сравнении с мировыми тенденциями. Если 5-10 лет назад в странах мира вводились ограничения на использования клеточных технологий, то сейчас эта тенденция сменилась на обратную. Неуклонно растет количество государств выделяющих средства на исследования в области именно эмбриональных стволовых клеток.
В такой ситуации принятие законопроекта в текущей редакции будет угрожать конкурентоспособности России как инновационной экономической державы, подорвет планы модернизации российской экономики, поскольку по всем прогнозам именно развитие биотехнологий станет локомотивом инновационного экономического развития мировой экономики в грядущие десятилетия.
Обращаем внимание на несовершенную юридическую технику данного законопроекта, поскольку многие нормы содержат неясности и двусмысленности. В данном виде законопроект нарушает основы Конституционного строя, многократно нарушает права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, закрывает перспективы для развития важнейшего научного направления, тем самым поощряя миграцию ученых за рубеж, вместо стимулирования приезда их из-за границы. Законопроект «О биомедицинских клеточных технологиях»закрывает возможности притока иностранного капитала в виде инвестиций в данную область биотехнологий, что неизбежно будет сказываться в худшую сторону на общих экономических показателях Российской Федерации. Отрицательно влияет он и на демографическую обстановку и уровень заболеваний в стране, поощряет смертность и инвалидность, не реализуя возможности по сокращению расходов бюджета на здравоохранение. Также он противоречит политике страны, направленной на модернизацию и инновации, свободу предпринимательства и стимулирование фундаментальных исследований, о чем неоднократно заявлял Президент РФ в своих выступлениях. Кроме того, он содержит и большую коррупционную составляющую – не решая поставленных задач по обеспечению безопасности в данной отрасли, он усложняет процедуры регистрации клеточных технологий и создает взяткоемкие структуры, тем самым угрожая безопасности Российской Федерации.
Считаем, что данный законопроект требует дальнейшей серьезной доработки с учетом вышеизложенных замечаний.
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека»
Report to the Parliament of Australi
Людей клонировать нельзя, а клетки – можно?
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации
Stem cell transplant has cured HIV infection in 'Berlin patient', say doctors
Трансплантация стволовых гемопоэтических клеток при аутоиммунных заболеваниях, А.А. Новик
Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы