Религия и сингулярность |
Экспоненциальный рост достижений в области высоких технологий, таких как микроэлектроника, кибернетика, бионика и робототехника, с каждым годом даёт всё больше оснований для споров о выборе приоритетов развития общества, роли науки и религии в судьбе страны и мира в целом. Выплескиваясь из русла философских дискуссий, словесные баталии атеистов и верующих разворачиваются, по большей части, на поле осмысления исторического прошлого с упреками в совершении большего или меньшего количества неправомерных действий приверженцами того или иного мировоззрения. Не умаляя пользы анализа исторических фактов, в данном материале рассматриваются общие эволюционные тенденции настоящего и связанные с ними вырисовывающиеся контуры ближайшего будущего.
"Хотя мы и смертны, мы не должны быть рабами тленных вещей,
но, насколько это возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего." Аристотель (384-322 до н.э.) Содержание
ПреамбулаПочему столь важно в контексте рассматриваемого вопроса сопоставить религиозные и научные подходы, их силовые поля? Конечно потому, что они действуют обычно в диаметрально противоположных направлениях, не находят компромисса и взаимно исключают друг друга. Потому что, как это ни удивительно, но предрекаемый библией Армагеддон, как место решающей битвы между силами добра и зла в день страшного суда в преддверии апокалипсиса [1], может в свете прогнозируемых событий оказаться либо просто несостоятельной метафорой, либо в какой-то мере пророчески сбывшейся кошмарной явью. На складывающуюся ситуацию оказывает влияние множество факторов. Дело в том, что эволюционный скачёк, исход разума в так называемую сингулярность, как поясняется в дальнейшем, при определенных обстоятельствах может произойти где-то на шкале времени в достаточно краткий период времени. Таким образом, нежданно-негаданно буквально завтра может наступить пресловутый "судный день". Бог нам всем, конечно, не судья, но: чем чёрт не шутит? В итоге может оказаться, что степень тяжести приговора гомо сапиенсу "в зале суда" будет зависеть от успеха или неудачи программно-технической реализации одного единственного джина автономного интеллекта, выпущенного из "бутылки" на свободу его разработчиками. И главную роль сыграет степень дружественности интерфейса более совершенного интеллекта к своему менее смышленому примитивному прародителю. Ядро автономного искусственного интеллекта станет руководствоваться всеми теми правилами поведения, хорошими или плохими, рациональными или иррациональными, которые в него вложат его создатели. Будет ли этот грядущий день на пути к сингулярности "роковым" или, наоборот, "счастливым" для всех людей, верующих или неверующих? Возможно, что искать ответ на этот вопрос сейчас многим кажется преждевременным и ненужным. Подобное представляется невероятным, фантастическим, второстепенным, когда вокруг тебя у рядовых граждан, особенно нашей страны совсем не детские заботы: у одних - полным-полно энергии, здоровья и радость житейских дел, а у других - отчаяние, болезни, упадок, нищета и уныние. Но если не сейчас, то когда? Не будет ли потом слишком поздно? В этом мы и попытаемся разобраться.Исход в сингулярностьСингулярность - предопределенная точка в будущем, когда эволюция человеческого разума в результате достижений в области нанотехнологии, биотехнологии и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с гораздо более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления. С позиций кибернетического подхода к эволюции по В.Турчину [2] подобный период можно охарактеризовать как метасистемный переход или переход от локально распределенного сознания к сетевому интегрированному сверхразуму [3]. Действительность такова, что по мнению ведущих специалистов в области искусственного интеллекта (ИИ) и разработчиков автономного интеллекта (АИ), включая многих известных философов и футурологов, человечество в настоящее время вплотную подошло к трансгуманоидному периоду своего развития и приближается к технологической сингулярности, за которой последует постгуманоидная стадия. Что это значит? Термин сингулярность заимствован у астрофизиков, которые используют его при описании космических черных дыр. Математически сингулярность соответствует точке функции, значение в которой стремится к бесконечности, как, к примеру, 1/X при X стремящемся к нулю. В том смысле, в каком термин сингулярность впервые использовал Вернон Винджи [4], а вслед за ним и Рэй Курцвейл [5], он является синонимом концепции, в которой дальнейшее ускорение технологических изменений неизбежно приведёт к возникновению машинного разума превосходящего человеческий. Более того, процесс на этом не остановится. Полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта произойдет по средневзвешенным оценкам экспертов где-то к 2030-му году. Дальнейшее развитие постгуманоидного разума за порогом сингулярности, по другую сторону "горизонта событий", обещают быть ещё более стремительными и его перспективы пока трудно предсказуемы. Вот те основные технологии, которые приведут нас к технологической сингулярности:
Закат религиозного мировоззренияОбщий ход событий истории не дает повода сомневаться, что борьба религии и науки за умы людей подходит к своей завершающей стадии - в 21 веке произойдет неизбежный и окончательное крушение ортодоксальных вероучений и вероисповеданий, основанных на раболепной вере в Бога. От традиционных религий останутся лишь мифы и легенды. В тисках сингулярности вряд ли выживут даже какие-то новейшие церкви, ответвления от традиционных религий, секты и течения. Первые признаки начала агонии некогда всемогущих церковных структур начали проявляться ещё в эпоху Возрождения, затем они стали всё более явными в связи с успехами естествознания, биологии и медицины. Однако до начала 20 века основные крупные традиционные религии - христианство, ислам, иудаизм и буддизм просуществовали, каждая в своём ареале влияния, практически непоколебимо и безраздельно в течении многих и многих веков. В те мрачные времена мало кто мог осмелиться открыто объявить себя безбожником. Уроки истории не прошли даром! Несмотря на попытки богословов доказать обратное, всё большее число людей теперь начинает ясно понимать, что в основе любой религии лежит неприкрытая ложь о реальном мире, чисто мистическое представление о мироздании, основанное на наивной вере в существование Бога как квинтэссенции всего непознаваемого, сверхъестественного и магического. С каждым годом теологам всё труднее подыскивать убедительные доводы, что сущность Бога и его "благих" деяний неподвластны человеческой логике и рациональному мышлению. Таким образом они пытаются рационализировать иррациональное, делать логические умозаключения на почве алогичных посылок. Как отмечается в книге "Наша завершающая эволюция" [9] мистицизм, а вслед за ним - и все без исключения религии основаны на деструктивной идее: первичности эмоций, чувств и инстинктов над реальностью. Мистицизм в ней идентифицируется как симптоматичная и стойкая психическая болезнь, возникающая в результате нарушении согласованной работы двух полушарий мозга. Основная причина мистицизма кроется в желании человека избежать принятия решений и вместо этого искать для себя внешнего и автоматического руководства. По сути мозг является интегрирующим, а не животворящим реальность органом, поэтому использование его для созидания вымышленной "реальности" вместо того, чтобы преобразовывать действительность, есть недуг - некая ментальная недостаточность, которая подрывает способность думать, распознавать иллюзии и полноценно жить. Кроме того, мистицизм, включая религию, - коллективная мания, которая поражает каждого, кто безрассудно ищет поддержки в других, отрешенно полагается на лидеров при решении собственных проблем и снимает с себя всякую ответственность. Психологи отмечают, что у отрешенно верующих людей в сознании обычно размывается грань между реальностью и иллюзиями, представлениями о чем либо материальным и идеальном - они живут порой в духовном единении с объектами и субъектами мнимого мира. В целом у них превалирует установка не на познание, а на веру в существование абстракций, не имеющих адекватного соответствия в действительности. В результате у таких фанатичных верующих начинают проявляться черты реакционности, отсутствия доверия к физическому опыту и истолкованию экспериментальных данных, и во главу угла ставится таинство духовного опыта. Поэтому в философском плане, например, богословы и теологи обычно отстаивают и развивают идеи последователей Платона, в какой-то мере - Канта, но не Аристотеля. В настоящее время идёт процесс крушения основных религиозных догм: 1.О божественном сотворении Мира. Мир и Человек созданы Богом в краткий период времени, в течении шести дней творения по Библии в соответствии с представлениями креационизма. Опровергается: постоянным накоплением и анализом достоверных научных данных; развитием теорий, описывающих подлинные механизмы образования и эволюции Вселенной. 2.О греховности и смертности Человека. Человек сотворен Богом смертным. Он грешен от рождения. Наградой за богоугодное поведение людей при земной жизни после смерти является рай в загробной жизни, наказанием - ад. Опровергается: созданием фармакологических и физиотерапевтических средств значительного увеличения продолжительности жизни; приближением к разгадке механизма старения клеток на генном уровне для обеспечения биологического бессмертия тела и души человека. 3.О Человеке как венце творения Бога. Человек является уникальным творением Господа Бога и высшим разумным существом во Вселенной. Опровергается: разработкой алгоритмов и программ искусственного автономного интеллекта (ИАИ), способного к самосовершенствованию и самовоспроизводству; развертыванием системы поиска связи с внеземными цивилизациями в рамках международной программы SETI. Статистика отмечает, что относительный процент верующих в высокоразвитых странах постепенно сокращается, а традиционные религии распадаются на многочисленные секты и течения. Не сбрасывая со счетов отдельные очаги реакции и фундаментализма, тем не менее, это свидетельствует о том, что мир вступает в новую эпоху, характерной чертой которой будет отказ от религиозного ретроградства. К этому подталкивает сама жизнь, которая становится с каждым годом всё более многообразной по содержанию, качеству и насыщенности техникой. В результате всё более зияющей становится пропасть между научными знаниями и религиозным мракобесием, острее проявляется примитивность и несуразность церковных доктрин.Вера в Бога и смысл жизниЦерковь усиленно распространяют мнение, что вера в Бога хороша уже тем, что она, якобы, объясняет смысл жизни. Никакой другой вещью, кроме веры, её смысл вообще нельзя объяснить путем логических умозаключений. Однако на деле вера в Бога не способна придать жизни человека достойный смысл, поскольку зовёт буквально к отрешению от жизни ради поклонения несуществующему и никогда и никем не наблюдаемому субъекту, Богу. Для фанатиков религиозная вера - это болезненно возбужденное состояние ограниченного разума, страдающего унизительным раболепным поклонением своему мистическому идолу, Господу Богу, богам или сверхпочитаемым авторитетам. Считается, что большинство людей не является ни верующими, ни атеистами. Но это неверно. Если большинство людей вообще не посещают мысли о Творце, то они определенно неверующие, атеисты. Так ли это? Для неживых объектов природы Бога нет по причине отсутствия у них аппарата мышления. Примитивные формы жизни или животные с достаточно развитой нервной системой, но слаборазвитым мозгом, не способны к осмыслению причинно-следственных связей, самоанализу и выработке концепции о мироустройстве по результатам накопления жизненного опыта. Для них Бога тоже не существует - им надо ещё долго к этому приближаться эволюционно, развивать абстрактное воображение, укреплять память, учиться говорить связно и т.д. и т.п. Даже ребенок до той поры, пока не научится толком говорить, думать образно и осознавать своё Я, является на 100% безбожником от природы. Он не становится верующим в момент неосознанного крещения в раннем детстве. Человеческое дитя проходит длительную стадию обучения и взросления, пока ему сердобольные дяди и тети не втемяшат в голову какую-нибудь религию в ту пору, когда он задаётся мыслью о мире и своём месте в нем. А до той поры человек является безбожником. Только личность, обладающая достаточным самосознанием для идентификации своего Я в окружающем мире, может принять или отвергнуть саму идею существования Бога. Если же ребенка не запугают чертями и не научат молиться Богу, то он, став взрослым, так и останется на всю жизнь атеистом. Многие выдающиеся умы человечества, начиная от древнегреческих философов и кончая современными мыслителями, сходились и сходятся на том мнении, что смысл жизни заключается в познании и достижении состояния счастья от процесса познания. Всё остальное - второстепенно. Почему? Да потому, что эта цель явствует из развития самой жизни в активно-агрессивной природной среде под действием естественного и группового отбора. Впоследствии, для выживания гомо сапиенс во враждебном окружении, в суровых климатических условиях, ему потребовались уже не просто чисто биологическая приспособляемость, а развитое рациональное мышление, работа мозга. Понятие счастья формировалось именно на пути преодоления препятствий, возникало из радости познания и общения. Подобное понимание смысла жизни в общем то не противоречило бы и религиозной вере, если бы принять, что такова была на то воля божья. Просто, скажем, можно было бы поверить, что Бог заложил в человека на генном уровне совершенный механизм, частицу себя, позволяющую разуму вечно развиваться и приближаться по своему могуществу к отцу прародителю. Однако это резко расходится с ортодоксальными христианскими догмами и неприемлемо, в частности, для Русской Православной Церкви. Грандиозную работу по сбору и обобщению исторических материалов, работ в области антропологии, философии, психологии и физиологии выполнили основатели и разработчики атеистического учения НеоТек. Удивительно, но в их "Конституции Мира" всего три статьи: "1 статья - запрещено инициированное применение силы; 2 статья - разрешено применять силу лишь в качестве защиты от насилия; 3 статья - не может быть никаких исключений из 1 и 2 статей". Пока это, видимо, выглядит как утопия. Человечество к этому явно не готово. Сами основатели характеризуют НеоТек как движение к интегрированной честности, где место Бога заменит Богочеловек или Зон. Хотя многое в материалах действительно похоже на фантастику, но - никакой мистики! Зон - это не сверхъестественный, а реальный разум, только и всего. И смысл жизни человека по НеоТек опять же заключается в достижении перманентного счастья от познания в процессе эволюции. Как выглядят циклы эволюции разумной жизни по НеоТек? Вот схема, приведенная в [9]: Создание сфер существования или Миров разумными существами --> эволюция жизни и разума --> развитие самосознания, появление мистицизма и религии--> появление частичной свободы при капитализме, развитие новых технологий и ускорение научно-технического прогресса --> отказ от религий, мистицизма и мошенничества --> достижение биологического бессмертия --> управляемое познание Вселенной -->создание новых сфер существования или Миров с новыми разумными существами. В этой гипотетической схеме на первом месте стоит создание миров разумными существами. Эти существа обладают большими возможностями, распространяющимися вплоть до способности творить целые материальные миры, вселенные. Далее - продолжение цепочки эволюции жизни. И, наконец, после отказа от мистицизма и религиозной идеологии - переход на более высокую ступень развития. И так далее, вечно расширяя и повторяя этот цикл. Таким образом, рациональный человеческий разум нацелен только на познание и прогресс, неразумная жизнь или нерациональный разум могут быть нацелены на всё что угодно, вплоть до самоубийства и деградации. Поэтому в более широком плане вполне можно согласится с высказыванием Рэя Курцвейла о том, что "смысл жизни - в эволюции".Сопротивление реакцииРасценивая достижения высоких технологий как недопустимое нарушение технократами святая святых привилегий Бога и явное покушение на традиционные религиозные догмы, клерикалы всех мастей дружно объединяются единым фронтом против проведения дальнейших работ в области нано-, био-, инфо- и когнитивных (NBIC) [10] технологий. Это и не удивительно. Для сохранения многовековых церковных устоев клерикалам не остается ничего другого, как проповедовать антилиберализм, антигуманизм и открыто встать на рельсы нео-Луддизма (луддиты - разрушители машин конца 18, начала 19 вв.). Они вынуждены раздувать до небес ореол опасности вокруг современных технологий, распространять религиозно-мистическую чепуху в школах, в средствах массовой информации, предать анафеме конвергенцию "венца творения" с машинным разумом и, таким образом, пытаться если не остановить, то направить ход событий по веленью божьему в нужном Церкви направлении. Как явствует из последних заявлений высокопоставленных православных священников и документов, приведенных в [11], предчувствие краха начинает распространяться и в РПЦ: "Церковь осуждает либеральное прозападное мировоззрение как безрелигиозное и индивидуалистическое и определяет процесс глобализации, вместе с его технической составляющей, как неправомерную экспансию секулярной цивилизации против остальных цивилизаций с преобладанием традиционных для России религий - христианства, ислама, буддизма и иудаизма". Духовные лидеры религиозных конфессий хорошо понимают, что научно-технический прогресс, процессы глобализации и общая тенденция в сторону гуманизации правительств являются смертельными врагами любой религии. Они пытаются внедриться в управленческие структуры, в законодательные органы или через доверенных лиц лоббировать принятие "богоугодных" законов, гарантирующих им безбедное и стабильное существование на долгие годы вперед. В той же статье А. Верховского [11] приводятся симптоматичные высказывания недовольства Конституцией России со стороны верхушки РПЦ в лице протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя митрополита Кирилла: "Определенные силы очень идеологизированно и односторонне сделали проект Конституции. Там сказано, в частности, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Антихристианское высказывание! Для нас человек, его земные права и свободы - не являются высшей ценностью! Теми ценностями, ради которых можно жертвовать своей жизнью. А для нас главной ценностью является наша вера, без которой земная жизнь теряет смысл. Вот зачем было вносить в Конституцию идеологизированное утверждение - это большой вопрос". Здесь прослеживается откровенное намерение исправить действующую Конституцию, а общечеловеческие ценности заменить на националистические и православные. За всю страну бесцеремонно утверждается, что "главной ценностью является наша вера, без которой земная жизнь теряет смысл". Следовало бы сказать "земная жизнь православных христиан теряет смысл", но тогда стало бы ясно, что это проблема православных, а у атеистов без веры в бога смысл жизни не теряется. Конечно, для профессиональных церковников, архиепископов, архиереев да попов, любые научные факты и доводы - пустозвон. Религия - это их кусок хлеба и пока это так, то ничто, видимо, не в состоянии убедить их излечиться от богофилии. Используя свой исторический опыт, когда тысячелетиями рука инквизиции душила ростки пробивавшегося к свету разума, сегодня та же корпорация церковников продолжает методично нести ахинею в общество через СМИ. Они вещают с экранов телевизоров во всеоружии древнееврейской пастушьей морали и нравственности, поповской этики и эстетики. И им удается убедить обывателя в дьявольщине технократического безбожия и опасности планетарного гуманизма, придуманных, якобы, тайным мировым правительством, готовым ввергнуть мир в пучину апокалипсиса. Но, увы, такова уж природа религиозного мышления - всюду мерещатся злые козни, козлы и бесы. Хотя доподлинно известно, что крики о близком конце света неслись из церквей всякий раз то при появлении паровозов на железных дорогах, то кино, то самолетов, то спутников. Так нет же, заводят опять ту же пластинку в связи с глобальной компьютеризацией, приближением эволюции к технологической сингулярности и стремлением людей к единению в сетевом планетарном социуме. Да, для рядовых верующих, простых прихожан, сегодня религия - это бегство от порой ужасной действительности, спасение в невежестве. Но неведение о мироустройстве было ещё простительно в прошлом тысячелетии, а в новом миллениуме при сегодняшнем уровне добытых знаний вера в Бога - позор для образованного человека.Коллапс или спасение религииМир без религии и веры в сверхъестественное - возможно ли это? Вопрос сам по себе актуален только в период эволюции до вхождения цивилизации в сингулярность. Следовательно, ответ может быть таким: для людей - нет, для трансгуманоидного разума, а тем более для разума постгуманоидного типа - да. Целенаправленно ликвидировать религиозные структуры, громить церкви, насильно запрещать службы в демократических странах, конечно же, никто не будет. Но смысла в пустопорожней вере в дремучего Иегову, Ягве, Саваофа, Аллаха и прочих "высокопоставленных товарищей" определенно не будет. Очевидно, сократится до нуля число адептов деизма, пантеизма и солипсизма. Не будет также смысла верить и в существование нетрадиционного Бога, лишь создавшего один раз Вселенную в результате Большого Взрыва, но никак не проявившего себя впоследствии. Избавление от религии для искренне верующих будет трудным и болезненным. Им придётся узнать горькую правду и понять, что все божественные "священные писания" есть не что иное, как сказки и мифы для взрослых. В свою очередь, для профессиональных христианских мошенников и Церкви в целом - это будет полным банкротством двухтысячелетнего безпроигрышного бизнеса. Приблизить коллапс или полный крах религий могут, в частности, следующие события: 1. Достижение биологического бессмертия тела человека в результате разгадки механизмов старения клеток, разработка способов регенерации и клонирования органов. Последствия: вряд ли кто-либо из нормальных бессмертных людей будет думать о загробном мире, молиться о попадании в рай, а не в ад. 2. Достижение информационного бессмертия души человека в результате применения способов микросканирования мозга с возможностью пересадки сознания на небиологические материальные носители - магнитные, лазерно-оптические, кристаллические и т.д.(см. [12] ). Последствия: станет возможной телепортация личности в любую точку Вселенной, где есть приёмная антенна с камерой генерации искусственной оболочки разума или быстрого клонирования биоформы - рушатся все библейские представления о теле и душе человека, о его грешной сущности. 3.Установление контакта с инопланетным разумом в результате исследования космоса новыми астрофизическими приборами или путём отправки космических кораблей к удаленным звездным системам. Последствия: после подобного контакта основные религии уже не смогут оправиться от шока - слишком много сказано и написано об однократности акта творения Мира и уникальности Адама и Евы. Тору, Библию и Коран переписывать? Истолковать тексты по новому уже не удастся. Есть шанс, хотя и ничтожный, что мы являемся первой разумной жизнью в нашей галактике, поэтому необходимо согласиться с Рэем Курцвейлом [6] в его оценке, что мы должны действовать так, как если бы мы были первыми, по крайней мере до тех пор, пока у нас не будет непротиворечивых данных доказывающих обратное. Это звучит как ответственная политика для всех разумных цивилизаций в целом. Возможен ли компромисс между религией и наукой? Наверное, частично это возможно. Но только не с традиционными догматическими вероучениями, такими как католицизм, ортодоксальная православная церковь, ислам и иудаизм, а с какой-нибудь, скажем, Метагалактической Церковью, проповедующей наряду с верой в Бога как Творца или Интеллектуального Дизайнера (ID) также необходимость в ускорении эволюции человеческого разума и трансгуманизм. От этого могла бы быть польза. Спасение же традиционной христианской религии в тисках сингулярности практически невозможно. Хотя даже в посланиях св.Апостола Павла мы находим созвучные трансгуманизму мысли, если их перечитать в новой трактовке: "Я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают."(Ап.Павел, НЗ, 24:14-15) И особенно далее: "тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев."(Послания Апостола Павла, НЗ:2.7-8) Замечательные слова, сказанные почти две тысячи лет назад. Но христианство, и в том числе - православие, эти строки вряд ли спасут от коллапса.Опасность гибелиДо тех пор пока эволюция жизни не достигнет точки технологической сингулярности, земная цивилизация будет находиться в зоне повышенной опасности. Более того, реально существуют угрозы её тотального уничтожения. Вот лишь некоторые из возможных источников риска, опасных для существования цивилизации: Внеземные источники - крупные астероиды, вспышки на солнце. Например, агентство Рейтер недавно сообщило (Reuters, Sept. 2, 2003), что гигантский астероид может столкнуться с Землей в 2014 году. Американские астрономы определили, что вероятность катастрофы составляет один шанс к 909000. По разрушительности эффект будет эквивалентен 20 миллионам бомб сброшенных на Хиросиму. Планетарные катастрофы - природные глобальные катастрофы, техногенные экологические катастрофы, биологическая вирусная опасность. Самоуничтожение - ядерная война, войны на почве религиозного фанатизма, преступная халатность несоблюдения техники безопасности при технологических и экспериментальных работах (примеры - Чернобыль, отключение энергии, утечка из лабораторий сверхтоксичных веществ, штаммов бактерий и т.д. и т.п.). Показательно, что нефатальные для человечества катастрофы могут спасти и укрепить религию на Земле, но при этом затормозить или остановить эволюцию. В этом случае, рано или поздно, цивилизация всё равно будет уничтожена. В свою очередь, только технологическая сингулярность [13] может спасти цивилизацию для дальнейшей эволюции и жизни, однако тогда должна погибнуть или самым невероятным образом видоизмениться религия.ПостскриптумЗдравый смысл и прагматизм должны помочь преодолеть идеологический кризис развития человеческого разума и избежать событий, хотя бы отдаленно напоминающих библейский апокалипсис. Даже если мы и не встретим попутчиков по эволюции в космосе, то ничего страшного - Человек сам становится творцом более совершенного разума, искусственного интеллекта и сверхразума. Там, за точкой сингулярности, мыслить можно будет любые образы и абстракции, но не все они будут физически реализуемы без нарушения законов природы. Это надо учитывать - такова уж действительность! Конечно, есть предположение, что галактический или вселенский разум каким-то образом осуществляет мониторинг развития жизни на Земле, а наша вселенная есть лишь частичка большой Вселенной, вечной и бесконечной. Возможно также, что после преодоления барьера сингулярности для принятия в "клуб" метагалактических цивилизаций требуется выполнение ряда условий, одним из которых является полное избавление разумной жизни от религиозности. Если Человек будет скован цепями религиозных предрассудков, то контакт с внеземными цивилизациями не состоится и Он будет обречен на одиночество в своей колыбели. Да, можно жить отшельниками и молиться Богу, правда до той поры, пока не произойдет одна из вышеупомянутых вселенских катастроф. По библейскому сценарию погрязшее в грехах и безбожии человечество должно неминуемо пройти через последнее, страшное поле битвы между добром и злом, Армагеддон, за которым мир ждет апокалипсис. Так ли близко это к реальности? - предстоит ещё разгадать. Однако хотелось бы надеяться, что в этой битве на пути к сингулярности победит добро. Тем более, что в подтверждении этой надежды именно в библии можно обнаружить поразительное пророчество, конечно, в новом понимании ожидаемых событий - заветный луч оптимизма в словах одного из наиболее почитаемых христианами святых, Ап. Павла: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. "(Послания Апостола Павла, Новый Завет, 15:51-54).Библиография
|
Рекламные ссылки: