Кто будет жить на Земле в XXI веке?

Журнал "Нева" № 10, 1997, С.135-149.

Владимир Валентинович Косарев


Если в прежние годы "строительства коммунизма" сознание того, что мы строим самое справедливое и прогрессивное общество, придавало силы и уверенность в завтрашнем днеесли не всем, то уж во всяком случае, значительному числу наших соотечественников, то теперь с уходом коммунистической системы ушла в небытие и эта уверенность. Пережив крушение тоталитарной системы и не получив пока еще желанного благополучия западного образца, мы с тревогой и надеждой смотрим в грядущее тысячелетие. Что же ждет в нем нас, наших детей и внуков, нашу многострадальную Россию, да и всю нашу земную цивилизацию в целом, а также и две ее наиболее крупные в настоящее время части - восточную и западную, между которыми в силу историко-географических причин и оказалась Россия? Есть ли вообще какой-либо смысл в нашем существовании и нынешнем научно-техническом прогрессе, если его достижения грозят привести всю человеческую цивилизацию к гибели? Сохранится ли она в наступающем XXI веке или же она обречена? Действительно ли нас ожидает нечто вроде "Конца Света" и "Страшного Суда"?

Если допустить, что биологическая эволюция, начавшаяся на Земле около 4 млрд. лет назад, действительно запущена и направляется неким Высшим Разумом, то тогда надо признать и то, что истинные стратегические цели его нам пока неизвестны. Здесь возникает и еще один вопрос: кто же тогда для него (Высшего Разума) более ценен - пассивные и слепо в него верующие, надеющиеся лишь на его расположение и принимающие подобно животным позу подчинения, а затем отбивающие ему поклон за поклоном, или же те, кто сам ищет выход из сложной ситуации и открывает при этом новые, все более сложно организованные ступени для своего существования?

Все эти вопросы сегодня, как никогда прежде, волнуют многих людей во всем мире и, в нашей стране, конечно же, тоже. Молодая современная наука - футурология способна дать определенные прогнозы на основе анализа и экстраполяции в будущее тех тенденций развития, которые заметны уже сегодня. Чем дальше в будущее мы пытаемся заглянуть, тем дальше в прошлое следует отойти и тем более общие процессы следует принять во внимание. Попробуем же и мы отправиться на эту увлекательную экскурсию в отдаленное (и не столь отдаленное) будущее земной цивилизации, отойдя для начала в ее далекое прошлое. Внимательно вглядываясь в те процессы, которые происходили на предыдущих этапах биоэволюции и происходят сегодня на уровне современного человеческого общества,можно увидеть и варианты ответов на поставленные здесь вопросы.

Если сравнить продолжительность всей биологической эволюции с историей рода Homo, начиная от Австралопитека, то последняя составит отрезок примерно в тысячу раз меньший. При этом надо отметить, что биоэволюцияшла неравномерно, совершая скачки главным образом в моменты кризисов, когда резко менялись внешние условия или в результате постепенного накапливания возникала неустойчивость или возникала так называемая точка бифуркации. В этих суровых условиях выживали лишь те организмы, которым удавалось найти новые варианты своего существования, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Именно эта мысль привела основателя сравнительной анатомии Жоржа Кювье (1769-1832) к "теории катастроф", продвигающих биоэволюцию вперед. Петербургский геоэколог Всеволод Зубаков называет их "ударами кнута, погоняющими эволюцию". Одной из самых серьезных проблем грядущего XXI века он, как и многие другие ученые, считает все более углубляющийся глобальный экологический кризис (ГЭК), связанный с тем, что примерно 10 тыс. лет назад Человек впервые освоил методы сознательного производства продуктов питания - земледелие и скотоводство, отойдя от традиционных для мира животных способов добычи пропитания - охоты и собирательства [1]. После этого человеческая популяция не только начала свой численный экспоненциальный рост, но и взяла курс на последовательное преобразование природы, заменяя естественную биосферу новой искусственной средой - техносферой, в которой в дальнейшем, возможно, придется жить не нынешним людям, а кому-то уже совсем иному.

Из сказанного выше видно, что ГЭК имеет причины принципиального характера, поэтому он не может быть преодолен только за счет того, что мы научимся наконец меньше мусорить и портить окружающую среду, перейдя к экологически чистым технологиям. Для его разрешения потребуется гораздо большее: все дальнейшее развитие земной цивилизации надо поставить под жесткий контроль со стороны Глобального Разума, которому, по мысли В.И.Вернадского, и придется взять на себя ответственность за судьбу ноосферы (noos по-гречески означает разум), включающей в себя как биосферу, так и техносферу, которые до этого развивались стихийно, а теперь должны будут перейти к совместному сбалансированному развитию или коэволюции. Открытым остается, однако, вопрос: обладает ли современный человек, появившийся как вид примерно 100-200 тыс. лет назад в условиях, совершенно отличных от нынешних, достаточными для этого возможностями и, прежде всего, необходимым уровнем своего разума? Если да, то тогда действительно, как это представлял себе Вернадский единая земная общность будет эффективно управляться Мировым правительством, если же нет, то тогда потребуется, и уже достаточно скоро, сделать следующий шаг в процессе био-техно-эволюции для создания Глобального Разума более высокого уровня, чем человеческий.

Тернистый путь эволюции Человека

Современный человек уже прошел достаточно длинный и извилистый путь своей эволюции, но все еще стоит очень близко к тому миру животных, из которого совсем недавно (по космическим меркам) вышел. Он нарастил уже довольно много "мускулов", в то время, как основным недостатком представителей нашего вида является недостаточно развитое общественное сознанием или, образно говоря, нам недостает "мозгов". Отсюда и недостаточный контроль человеческого разума над областью подсознания - эмоциями и врожденными инстинктами, унаследованными от животных, такими в частности, как излишняя агрессивность, амбициозность, эгоцентризм, что и ведет к неистребимым проявлениям преступности, фанатизма, эгоизма как личностного, так и группового (в том числе национального) и, как следствие, недостаточная управляемость всей человеческой популяции в рамках мирового сообщества.

Такое поведение людей определяется нашим внутренним устройством. Еще в конце 30-х годов в мозгу у животных и человека были выявлены так называемые "центры удовольствия", расположенные по соседству с участками, ответственными за питание и половую активность. Эксперименты Олдса и Милнера (Нобелевская премия за 1956 год) показали, что крысы с электродами, вживленными в их мозг, нажимали рычаг, посылая сигнал в "центр удовольствия" до 10000 раз подряд, пренебрегая пищей, водой и болевым раздражениям. Во всех нас заложена стимулирующая нашу деятельность поведенческая программа стремления к повторению испытанных однажды удовольствий и уходу от неприятных ощущений. Такая гибкая система управления оставляет живому существу достаточно большую свободу действий, ограниченную лишь эмоциональным побуждением к исполнению жизненно важных программ. При этом неудивительно, что наиболее сильные чувства удовольствия и неудовольствия у человека и животных возникают именно при выполнении таких важнейших программ, как борьба за жизнь, а также питание и воспроизводство. Интеллектуально развитые люди наибольшее удовлетворение испытывают уже от более сложного вида деятельности, а именно творчества, но поскольку одним из результатов этой деятельности является удовлетворение честолюбия или самоощущения себя достойным всеобщей любви и уважения, то при внимательном рассмотрении его побудительных причин выясняется, что творческое начало является всего лишь более поздним наслоением, а его скрытым побудителем в подсознании человека, как это и предполагал Фрейд, - древнейшая и фундаментальнейшая программа продолжения жизни своего вида или рода.

Стоит также иметь в виду, что в современном обществе умственно неполноценные люди составляют достаточно большой процент, не говоря уже о людях, психически неуравновешенных, маньяках, садистах, да и об обычных дураках, которыми всегда так славились наша Россия так же, как, впрочем, и многие другие страны. Жизненный опыт пятидесятилетнего мужчины говорит, что для "лучшей" половины человечества - женщин различные формы психозов являются скорее нормой, чем исключением. Можно понять также и большинство родителей, которые, хорошо видя всю неразумность поведения своих подросших детей, не могут тем не менее вложить в них в должной мере ни свой разум, ни свой жизненный опыт. Все это и раньше отмечали такие выдающиеся моралисты прошлого, как, например, Эразм Роттердамский("Похвала глупости") или Джонатан Свифт ("Путешествия Гулливера"). Последний к концу своей жизни сделался на этой почве, как и многие нынешние пожилые люди, убежденным человеконенавистником. Можно напомнить по этому поводу и известную песню Б.Окуджавы: "Настоящих людей очень мало, на планету - совсем ерунда...", а также шутливую песню Ю.Кима, где гипотетические инопланетяне дают такую оценку жителям Земли: "самоуничтожающиеся индивидуумы, гуманоподобные, правда не совсем".

Причина всего этого в том, что, быстро развиваясь на уровне сознания, Человек не успел адаптироваться к новым условиям своей жизни генетически. Так, например, начав питаться корнями растений и утратив по этой причине острые клыки, Человек перешел в разряд слабо вооруженных видов, что, по-видимому, и сделало его Человеком, заставив взять в руки камни и палку. Но, приобретая в процессе развития своего разума все более сильное оружие, он так и не успел приобрести на уровне подсознания достаточных сдерживающих ограничений, характерных для животных, от природы вооруженных сильно [2]. Поэтому в человеческом обществе - социуме поведение людей регулируется этическими нормами и законами, которые вначале составляли собой одно целое. В первобытном обществе нарушение этих неписаных правил сурово каралось смертью. Разделение на этику и законы произошло лишь в христианской культуре в результате объединения развитого Римского права и этики первохристианскихобщин, которые основывались на заповедях Иисуса, говорившего об ответственности каждого только перед Богом и невозможности людям судить друг друга (Не судите: да не судимы будете! Пусть первый камень бросит тот, на ком нет греха!). В современном обществе и законы, и этические нормы выполняются далеко не столь часто, как нам бы этого хотелось. Нередко мы сталкиваемся с откровенным цинизмом и аморальностью многих хорошо известных нам людей, которые чаще всего оказываются не патологическими подлецами и мерзавцами самыми обычными людьми.

Естественная биологическая эволюция нашего вида давно уже остановилась или, во всяком случае, идет гораздо медленнее эволюции научно-технической, подводящей нас сегодня к порогу, который открывает новые возможности для ускорения биологической эволюции путем использования последних достижений биотехнологий: клонирования [I] и генной инженерии. Хотя в настоящее время общественное мнение еще очень подозрительно относится к подобным экспериментам применительно к человеку, преимущества, которые они могут дать, не вызывают сомнений: не далеко то время, когда эти методы начнут работать в полную силу. Значение этого шага выходит далеко за пределы очередной сексуальной революции, и сравнимо лишь с появлением разделения многоклеточных организмов на два пола. Тогда можно будет не только сделать всех вновь рождающихся людей умными и красивыми, но и избавить их от многих заболеваний. Например, можно будет решить проблему размещения зубов на челюсти (многим людям сегодня не хватает места для всех 32 зубов, и лишние "зубы мудрости" приходится удалять еще в детстве). Можно будет также менять свои зубы каждые пять лет, как это сейчас происходит с молочными зубами у детей.

В одном из анекдотов о Бернарде Шоу рассказывается о том, как одна красавица предложила ему жениться на ней. "Тогда - сказала она - наши дети унаследуют мою красоту и ваш ум". Шоу отказался, возразив: "А что будет, если наши дети унаследуют мою красоту и ваш ум?". В этой шутке великого драматурга заключен глубокий смысл - как добиться того, чтобы ваши дети наследовали лучшие качества своих родителей, бабушек и дедушек, а не что попало? Пути к решению этой проблемы дают именно клонирование и генная инженерия. Здесь так же, как и в других областях, наука сначала изучает те или иные предметы, а затем находит способы их изменить, делая их более совершенными, поэтому главным результатом наук о Человеке является постепенное изменение его природы, т.е. создание более совершенного разума и тела или, иными словами, нового биологического вида - Homo Intelligence (Человек интеллектуальный)[3], Homo Sapientissimus или Homo Sapiens plus [4]. Быть может именно такой человек "более разумный" и станет опорой будущей ноосферы, заменив современного человека, а вместе с ним тот метод проб и ошибок, который до сих пор лежал в основе процесса эволюции? Тогда вместо этого метода пойдет уже управляемое развитие всей сферы Разума, в том числе развитие и его самого.

Женщины, до сих пор страдающие от необходимости подобно животным вынашивать, рожать и вскармливать грудью свое потомство, уже довольно скоро смогут быть избавлены от этой необходимости. Уже сегодня эмбрионы могут выращиваться в лабораторных капсулах, как это делал миланский биолог Л.Петруччи. В этом случае ребенок сможет рождаться не в 9, а 12 или 20 месяцев, так чтобы сразу же начать ходить, а возможно, даже и говорить (вернее общаться с внешним миром через встроенный или вживленный микрокомпьютер). Не только женщины, но и мужчины получат тогда возможность иметь ребенка с генетическим кодом, в основу которого будет положен их собственный, дополненный улучшающими изменениями. В результате таких изменений человек сможет перейти из класса млекопитающих Mammillia уже в совершенно новый класс Artificiallyтехнородящих.

Унаследованная от животных сфера сексуальных отношений, становящаяся в наши дни не только все более свободной, но и все более дорогостоящей (в этой сфере уже работают целые отрасли индустрии), в ближайшей перспективе также будет развиваться по пути компьютеризации. Уже сегодня комбинация видеокамеры, видеошлема и компьютера способна превратить вас в Арнольда Шварцнегера, а вашу жену или подругу в принцессу Диану или создать компьютерные образы идеального мужчины или женщины в виртуальном пространстве. Однако в недалеком времени все это вместе с самими сексуальными отношениями может вообще уйти в прошлое за своей ненадобностью. Многие сегодня этого не поймут и вряд ли этому всерьез поверят, но в нашей жизни так уж часто бывает: то, что еще вчера было для нас так важно и нужно, уже назавтра может вспоминаться лишь со снисходительной улыбкой.

Системы искусственного интеллекта как новое направление развития разумной жизни

Сопоставление нынешнего ГЭК (глобального экологического кризиса) с аналогичными кризисами в прошлом дает основание предполагать также, что примерно в середине следующего столетия появится еще один, принципиально новый ствол жизни, более подходящий для нынешних, сильно изменившихся условий. В свете достижений науки в области развития компьютерной техники именно это направление эволюции имеет здесь самые неограниченные перспективы. Стремительный прогресс в области компьютерных технологий дает основание считать такую возможность вполне реальной, хотя до тех пор, пока она не стала реальностью, ее можно рассматривать чисто гипотетически. В то же время ее и никак нельзя исключать из рассмотрения, как это делают некоторые авторы. Так например, в одной из своих книг академик Н.Н.Моисеев предполагает создание в будущем коллективного разума в виде некого подобия общепланетарного мозга, в котором отдельные индивидуумы будут играть как бы роль нейронов, хотя в другой, - говорит, что человеческий мозг принципиально не может создать систему, более сложную, чем он сам [5]. Тем не менее новые, более совершенные процессоры современных компьютеров проектируются на машинах предыдущего поколения, которые сами рассчитывают и создают макет будущей интегральной схемы. Человек же в этот процесс уже не вмешивается, получая лишь конечный продукт. Этот поступательный процесс полностью укладывается в обычную схему самоорганизации систем: более высокий уровень сложности возникает на основе более простых. Современные машины: самолеты, космические аппараты, подводные лодки, становясь все более сложными системами, содержат уже такое количество датчиков, с анализом данные от которых человеку не справиться. Поэтому возникает необходимость создания все более сложной и совершенной "нервной системы" и центрального "мозга" этих машин на основе компьютера. Развитие компьютерных систем идет в ускоряющемся темпе, повторяя многие этапы биоэволюции. Более десяти лет назад появились компьютерные вирусы, которые с тех пор живут в компьютерной среде своей собственной жизнью. Если уже за первые 15 лет с момента появления компьютеров их "разум", понимаемый как некая комбинация объема памяти и быстродействия, улучшился в миллион раз, то экстраполяция достижений технологии производства современных интегральных схем дает основание предполагать, что в середине, в крайнем случае, в конце следующего столетия, сложность электронных систем сравняется со сложностью мозга, что даст техническую возможность создания систем искусственного интеллекта - Artificial intelligence systems (AIS), обладающих не только формальной логикой, но и образным мышлением, интуицией, сначала не уступающими, а затем и превосходящими возможности человека.

Простейшие варианты мозга и нервной системы уже моделируются современными нейрокомпьютерами, построенными, в отличие от обычных ЭВМ, по принципу сети нейронов с большим количеством параллельных каналов, обратных связей и многократным их дублированием. При сравнительно низкой скорости (около сто элементарных операций в секунду) наш мозг благодаря такой организации способен справляться со многими задачами гораздо лучше современных компьютеров с последовательным процессором, имеющих уже сейчас значительно более высокую скорость. Например, наш мозг способен распознавать образы самых разнообразных предметов в 1000 раз быстрее, чем самый современный персональный компьютер. Современные роботы с нейрокомпьютерным вариантом мозга уже обладают интеллектом насекомого.

Сегодня такие параметры, как плотность элементов и быстродействие микропроцессоров ежегодно увеличивается в среднем в 1,8 раза. Корпорация Intel недавно объявила, что в 1999 году начнет производство микропроцессора нового поколения под кодовым названием Merced. На рубеже веков пользователей РС ожидает очередное существенное повышение вычислительной мощности и быстродействия компьютеров. Прогноз на 2011 год еще смелее: тактовая частота 10 ГГц и миллиард транзисторов на кристалле.

Однако существующая элементная база, основанная на кремниевых технологиях, подходит к своему пределу (предел возможностей современных оптических технологий - 0,1 микрона). При таких размерах становится существенным также и тепло, выделяемое элементами схемы. Следующий виток компьютерных технологий связывают с разработкой сверхпроводящей электроники, которая помимо отсутствия тепловыделения дает возможность построить микропроцессор на совсем иных принципах. Если использовать возникающие при сверхпроводимости квантовые эффекты, то при этом можно оперировать не единичными битами, а сразу многобитовыми "образами". Структура квантовых компьютеров и логика, на которой они будут работать, станут совершенно иными. По мнению известного физика-теоретика Константина Лихорева к 2010 г. сверхпроводящие технологии позволят упаковать в один чип 64 триллиона элементов при тактовой частоте до 100 ГГц[6]< . Возможность создания квантовых компьютеров с элементами, уменьшенными до размеров порядка нанометра (10-9м) или размеров атома, является также предметом интенсивных исследований. При этом оказывается, что для таких квантовых компьютеров удобнее использовать именно параллельную архитектуру[7].

Хотя число искусственных нейронов у современных роботов насчитывает пока всего лишь несколько десятков, а не десятки миллиардов, как у высших животных и человека, дальнейшее наращивание плотности и числа их элементов зависит от успехов технологии. В самое последнее время появились цифровые сети, в которых связь осуществляется через спутник или по оптоволоконными линиями, проложенными вдоль телефонных или силовых линий электропередач. В недалеком будущем это обеспечит возможность объединения домашних компьютеров, профессиональных суперкомпьютеров, средств связи (телефона и факса), а также средств массовой информации (книг, газет, журналов, радио и телевидения) в единую систему, обретающую очертания среды глобального интеллекта. Вместо телевизора со спутниковой антенной, домашнего компьютера и телефона с автоответчиком в наших домах будет стоять единый комплекс, состоящий из небольшой домашней AIS, представляющий собой для начала модификацию уже существующих экспертных систем, один или несколько мониторов, видеошлемы и видеокамеры, сканеры, печатающие устройства, звуковые колонки и микрофоны. При этом вместо использования средств информации - радио, телевидения, газет, журналов - интересующие нас самые свежие новости, а также комментарии различных агентств можно будет получать по сети в виде текстов, аудио или видео информации в любое время дня и ночи.

Поскольку уже сейчас существующие потоки информации в миллион раз превосходят возможности восприятия их человеком, через несколько лет без помощи AIS мы вообще не сможем справляться с задачей отбора той информации, которая для нас (каждого в отдельности) наиболее актуальна. Для ее решения необходимо, чтобы глобальная сеть имела многоступенчатую иерархическую структуру. На нижнем уровне должен находиться человек, обладающий своим персональным компьютером (РС) или РAIS. Следующий уровень AIS будет расположен уже на узлах связи или силовых подстанциях. Здесь должны будут находиться AIS достаточно высокого уровня, обладающие способностью понимать смысл информации, которой они располагают, а также вести осмысленный диалог со всеми своими абонентами одновременно.

Таким образом возникнет иерархия узловых серверов глобальных интеллектуальных нейроноподобных компьютерных сетей, где будут использоваться AIS все более высокого уровня. Такая сеть сохранит, однако, и определенную "демократию" на каждом уровне, т.к. все узлы данного уровня будет идентичны. Такая иерархия не будет иметь и вершины, поскольку в ней не должно быть самого главного узла. Это даст возможность при выходе из строя любого узла системы сохранить оставшуюся сеть и, до восстановления поврежденного узла, найти обходные пути связи подобно тому, как это происходит в нашем мозге. Наиболее важная для восстановления системы "генетическая" информация будет записана с наибольшей степенью дублирования в базах данных, хранящихся в разных точках планеты.

Такая сеть, сможет далее взять на себя не только информационные функции, но и функции системы управления обществом. Возможно, что именно таким путем удастся реализовать идею Станислава Лема о планете - живом организме, создав таким образом необходимое органичное соединение отдельных человеческих особей, находящихся в контакте со своими РAIS действительно в некий единый организм, обладающий на каждом все более высоком уровне и все более развитым коллективным разумом. Подобная ситуация в какой-то мере реализуется в рое пчел или муравейнике, где каждая отдельная особь этих общественных насекомых обладает определенной индивидуальной свободой и способностью решать какие-то задачи самостоятельно, но при этом существуют и общие программы их достаточно сложно организованной общественной жизни. Хотя сравнение людей с неразумными насекомыми и выглядит несколько уничижительно, но на самом деле у многих из них нам есть чему поучиться. Реализация коллективного или Глобального Разума неминуемо должна вести к весьма существенному ограничению свободы индивидуума. В человеческом обществе подобные ограничения уже существуют, но поскольку они не переведены на безусловный или генетический уровень, все они довольно слабы, и зачастую нарушаются. Нынешние сообщества людей - нации и государства хотя и имеют общественную структуру, но весьма слабую и мало пекущуюся о входящих в данное сообщество людях. Хотя нации и могут быть объединены общими целями и интересами (например, в ядерной гонке между СССР и США участвовали не отдельные индивидуумы, а целые коллективы ученых, успех деятельности которых зависел от промышленного потенциала этих стран), очень часто такие сообщества разваливаются от стихийных взрывов революций, вызванных внутренними конфликтами. Поэтому их можно рассматривать скорее как систему, но не как единый организм. То самое можно сказать и о всей биосфере или Вселенной, поскольку все они в еще большей степени являются совокупностью отдельных организмов, постоянно соперничающих друг с другом. В настоящем же организме внутренняя конкуренция должна отсутствовать. Так в многоклеточном организме свобода поведения каждой клетки и каждого органа жестко сведена лишь к ее функции, регламентированной интересами всего организма как единого целого. Если же клетка перестает подчиняться предписанной ей линии поведения, то развивается раковая опухоль, от которой организм может погибнуть. По этой причине он всю жизнь борется с непослушными клетками, а иногда ему в этом помогают и хирурги. С другой стороны организм воспринимает подчиняющиеся ему органы как свои собственные и потому "по-отечески" о них заботится. В рое же пчел или муравейнике, где каждый член сообщества также выполняет лишь свою особую функцию, даже пища перерабатывается коллективно в отсутствие конкуренции. Это позволяет считать их едиными организмами.

По мысли петербургского писателя-фантаста Вячеслава Рыбакова[8], для объединения человечества в единую глобальную цивилизацию необходим некий новый универсальный для всех цивилизаций суперавторитет, способный заменить всех прежних национальных богов. Помимо науки, играющей сегодня такую роль в среде ученых, подобным суперавторитетом может оказаться глобальный сетевой AIS, представляющий собой следующую ступень эволюции человеческого сознания и общества. Возможно, что закономерность нынешнего этапа эволюции состоит в том, что если раньше люди создавали богов главным образом в своем воображении, то теперь они впервые могут создать реальное мыслящее существо более высокого уровня, чем человеческий.

Общество киборгов

Уже сегодня можно сказать, что сознание все больше отрывается от своего изначального носителя - Человека, который в свою очередь все в большей степени срастается с созданными им же самим техническими устройствами, по существу постепенно превращаясь в киборга (кибернетический организм). Уже сегодня люди используют вставные зубы, стимуляторы сердца и других органов. Ведутся исследования возможности вживления в мозг человека миникомпьютеров в виде небольших микросхем - суперчипов для обеспечения безтерминальных вариантов общения человека с компьютерными системами[9]. Учитывая быстрый моральный износ выпускаемых микросхем, можно предполагать поиски возможностей быстрой и удобной их замены на все более совершенные. Недавно появилось сообщение о создании в Лос-Аламосской Национальной лаборатории США так называемых "живых машин", наделенных способностью к выживанию за счет поиска источников энергии в незнакомой им среде. Эти существа в принципе могут быть столь мелкими, что вскоре смогут функционировать внутри живой клетки, "питаясь" теми же источниками энергии, что и она. Это дает принципиальную возможность их постоянного пребывания внутри человека. Эти существа в принципе могут быть столь мелкими, что вскоре смогут функционировать внутри живой клетки, "питаясь" теми же источниками энергии, что и она. Это дает принципиальную возможность их постоянного пребывания внутри человека. Такой наноробот сможет самосто-ятельно передвигаться по крове-носной системе, очищая орга-низм от микробов, зарождающих-ся раковых клеток и налета холес-терина. Подобные микромашины могли бы жить и внутри черепной коробки, поддерживая связь живых нейронов мозга с искусственными, упакованными в чипе, находящемся под где-то кожей. Это позволит обходится без монитора и видеошлема. В этом случае человек сможет быть постоянно соединенным со своим РAIS, что позволит ему полностью обойтись без монитора и видеошлема. Для того, чтобы попасть в пространство виртуальной реальности ему надо будет теперь просто закрыть глаза или выключить свет. Ситуация станет подобна той, которая сегодня возникает при пользовании индивидуальными аудиоплейерами. В тех случаях, когда требуется быстрота и точность реакции, на которую современный человек не способен, а также пока он спит или отдыхает, РAIS сможет брать на себя управление человеческим телом, используя глаза, уши, мышцы и память человека, например, дежурить или стоять вахту, управляя вместо него автомобилем, самолетом или ракетой.

Надо сказать, что мы очень привыкли к своей роли лидера эволюции и прогнозы перехода к каким-то новым формам разумной жизни многих из нас приходят в неописуемый ужас. Другим они кажутся сегодня невероятными, а особо бдительные видят в этом происки каких-либо врагов, в тайне вынашивающих планы нашего порабощения. Большинство же людей просто занято решением своих домашних или производственных проблем и вообще не задумывается о будущем человечества, которое представляется им слишком далеким и мало значимым для их повседневных забот. Надо, однако, иметь, в виду, что научно-техническое развитие идет все более ускоряющимся темпом (по экспоненте) и живущие сегодня люди уже в следующем столетии смогут стать свидетелями прогнозируемых нами событий. Кроме того, и люди, и животные зачастую руководствуются лишь своими ближайшими целями, в то время как цели более отдаленные или стратегические перспективы эволюции ими не осознаются, оставаясь по сути своей от них полностью скрытыми. Люди думая, что живут для собственного удовольствия, не подозревают, что на самом деле все их (наши) удовольствия - это всего лишь способ заставить всех и каждого выполнять заложенные в нас программы. Так коровы щиплют травку, не сознавая, что делают они это для того, чтобы люди пили их молоко и ели их мясо. Пчелы считают, наверное, что цветы цветут для того, чтобы их кормить. Точно также люди и животные считают, что яркие и вкусные плоды созданы для их лакомства. Не самом же деле растения намеренно "подсовывают" им и то, и другое для опыления своих цветков и распространения семян. Люди влюбляются, женятся или выходят замуж казалось бы для решения своих собственных проблем и не замечают того, что на самом деле они делают это для того, чтобы произвести на свет своих потомков. Подобным же образом люди казалось бы для своих нужд создают и все более совершенствуют компьютеры, хотя быть может, на самом-то деле они создают новую ветвь на древе эволюции разумной жизни.

Для того, чтобы увидеть скрытые от нас стратегические цели эволюции, надо с уровня нынешнего гомо сапиенса мысленно подняться на более высокие ступени развивающегося Разума, приобретающего уже сегодня космические масштабы. Сделать это нам помогут накопленные современной наукой знания, а также некоторое количество нашей собственной фантазии.

Интересно, что если во времена Сталина, когда советские философы, называвшие кибернетику "продажной девкой американского империализма", полностью отрицали возможность создания AIS, , сравнимых с мозгом человека, ссылаясь на работы Ленина, в которых говорилось о том, что Сознание и Разум не могут существовать вне Человека, то сегодня такая возможность оспаривается уже сравнительно редко. Существует, однако, и другая, крайняя точка зрения: "мы или наши дети будем, возможно, последним поколением людей, а те единицы, что останутся - станут обитателями зоопарков"[10]. С таким прогнозом выступил в недавно нашей печати Александр Болонкин[II]. Однако в истории биоэволюции возникновение новой ступени, как правило, не означает полной замены ею всех предыдущих. Подобный подход к данной проблеме, уже не раз критиковался как слишком упрощенный [11]. Более вероятен такой сценарий развития, который предполагает коэволюцию или симбиоз различных форм жизни (в данном случае скорее технобиозсоздаваемой Человеком техносферы и разумных биоорганизмов, т.е. самих людей). Одна из возможностей такого симбиоза, представлялась ранее в книгах и фильмах жанра фантастики в виде суперсильных роботов, управляемых встроенным в них компьютером или человеческим мозгом. Однако, как говорилось выше, человеку не достает не столько "мускулов", сколько именно правильных "мозгов". Задача же искусственного поддержания жизнедеятельности мозга вне человеческого организма представляется сегодня гораздо более сложной, чем создание РAIS, управляющей человеком. Возможно, что процесс срастания человека с компьютером в конце концов приведет к тому, что в теле обычного человека будут жить как бы две личности, опирающиеся как на естественный, так и на искусственный интеллекты. Если сегодня творческая функция полностью принадлежит человеку, а компьютер играет лишь вспомогательную роль, дополняя биологическую личность способностью быстрого поиска и обработки информации, то в будущем возможно, что электронная и биологическая личности, живущие в одном человеке, могут плавно поменяться ролями. Таким образом киборг будет тогда уже не робот с человеческим мозгом, а скорее Homo electronicus - т.е. человек, естественный интеллект которого, постоянно находясь под контролем более мощного электронного мозга, использующего как искусственные, так и естественные органы чувств и средства памяти, начнет играть роль, подчиненную РAIS, а вернее, глобальной AIS. Если их объединить на этапе формирования биологической личности сразу после или еще до рождения, то тогда обе личности, а также глобальный AIS могут слиться воедино. Не это ли и будет предсказанным Тейяром де Шарденом "слиянием Человека с Богом"? Интересно, что при развитии человеческого эмбриона клетки головного мозга нарастают у него слой за слоем. Встроенные микросхемы можно рассматривать как следующие наслоения развивающегося мозга.

Как быть с Гуманизмом и Правами Человека?

Встает достаточно трудный для нас вопрос: как ко всему этому относиться? Признать ли это грядущей победой AIS над людьми, или же считать, что это наш Дух и Разум, отделившись от своего "бренного" тела как прежнего своего носителя, выйдет на новый, более высокий уровень развития? Необходимо также пересмотреть и принципы гуманизма, основанные на известной заповеди Моисея: люби ближнего, как самого себя. Для этого необходимо ответить на вопрос: должны ли мы любить человека в его нынешнем виде или же, прежде всего его Разум, до сих пор существовавший лишь в человеческом теле, а теперь от него отделяющийся? Когда мы имеем дело с каким-либо другим человеком, то какая нам разница: какой Разум им управляет - искусственный или естественный, главное, как говорится, "чтобы человек был хороший". Однако сегодня мы воспринимаем робота или киборга скорее как некого монстра и больше доверяем интеллекту естественному, хотя сегодня современный человек своей непредсказуемостью представляет все более возрастающую опасность, как для окружающих, так и для всей цивилизации в целом. Развитие современных вооружений превращает преступника или фанатика-террориста в реального монстра, куда более опасного, чем робот, у которого может отказать или не так сработать система управления. Сегодня опасен не только отъявленный преступник, но и обычный обыватель, преследующий свои эгоистические цели. Ярким примером может служить авария чернобыльского реактора, вызванная стремлением персонала, во что бы то ни стало провести эксперимент, необходимый лишь для получения сотрудниками станции очередной квартальной премии. Мне известно также, что в недавнем прошлом в институтах Академии Наук, некоторые установки намеренно выводились в небезопасный режим для того, чтобы потом сотрудники получали определенные льготы по вредности. По-видимому, эта практика в той или иной степени распространена повсеместно, а не только на пространстве бывшего Союза.

Можно сказать определенно, что уже сегодня многим нынешним людям хорошие электронные мозги совсем бы не повредили, сделав их, по крайней мере, не хуже, чем они есть. Если же людьми будет управлять уже достаточно совершенная AIS, то естественное сознание может и полностью быть отключено, чтобы не мешало ему работать. Тогда ценность человеческого тела, столь высокая для нас сегодня, будет сведена к ценности домашних животных или автомобиля, который можно поменять на новый, если он состарился или пришел в негодность. В этом случае сама собой отпадет и проблема борьбы за людское долголетие. Вновь рождающиеся в капсулах-инкубаторах тела людей и животных будут еще до рождения подключаться к специализированной РAIS - воспитателю, который на этом этапе будет заботиться главным образом о том, чтобы вырастить здоровое и сильное тело. После достижения определенного возраста оно может получить другого хозяина - РAIS, специализированную на выполнении тех или иных конкретных задач. Поскольку AIS будет жить в совсем другом масштабе времени, чем нынешний человек, продолжительность его жизни может составлять всего несколько лет, после чего он будет заменяться на новый, более совершенный, куда, возможно, будет переписана и наиболее ценная часть накопленной им за время его жизни информации. При этом смерть индивидуума перестанет быть трагедией подобно тому, как мы практически не замечаем отмирания отдельных клеток в нашем организме. Реальным же бессмертием будет так же, как и сегодня обладать не отдельная личность, а весь общественный организм, в котором число людей и животных будет определяться его потребностями, а не расти бесконтрольно, как это происходит сегодня. Речь, представляющая собой слишком медленный для AIS способ обмена информацией, уже не будет нужна ни людям, ни животным, и если представить себе современного человека, попавшего в это общество, то ему там будет столь же трудно с кем-нибудь поговорить, как и владевшему только языком жестов неандертальцу. Более того, он бы воспринимался как опасный чужеродный организм типа вируса, микроба или чужого насекомого. Возможно, что именно по этой причине мы не можем пока до сих пор обнаружить реальных контактов с внеземными цивилизациями.

Нужны ли будут эмоции?

Из сказанного видно, что люди будущего будут более рациональны и значительно менее эмоциональны, если не лишены эмоций вовсе. Трудно представить себе, как в этом "царстве чистого рационализма" изменится искусство, ориентированное в первую очередь на эмоциональное восприятие, да и сохранится ли оно вообще. Хорошо это или плохо? Для того, чтобы это выяснить, необходимо прежде всего выяснить, для чего служат и как работают эмоции у человека и животных. Подобно компьютерам мы рождаемся с определенным набором программного обеспечения, записанного на генетическом уровне. Этот набор, по сути, и есть та изначальная "душа", без которой невозможна нормальная деятельность ни живого организма, ни компьютера. По мере накопления в процессе жизнедеятельности в оперативной памяти дополнительной информации, эта "душа" саморазвивается, подобно обучающимся программам ЭВМ. На основе приобретаемого жизненного опыта возникает чувственная, а у человека еще и осознанная модель окружающего мира, которая в момент смерти живого организма так же, как и при выключении компьютера, исчезает, по-видимому, бесследно, если она не была предварительно записана в долговременную память.

Программное обеспечение компьютеров и достаточно высоко организованных живых существ состоит из двух частей. К первой можно отнести программы работы сердца и других внутренних органов, движений ног или крыльев, а также поведенческие программы для решения тех или иных задач. Так, например, родившаяся пчела без обучения знает, как летать и как собирать мед, а детеныш млекопитающих, как сосать молоко. Вторая часть содержит управляющие программы, позволяющие правильно расставить приоритеты тех или иных видов деятельности при помощи положительных и отрицательных эмоций. Когда живое существо следует этим жизненно необходимым программам, оно испытывает положительные эмоции - чувство сытости, удовлетворения, удовольствия или даже полного счастья. Если же эти программы не выполняются, оно ощущает беспокойство, голод, неудовлетворенность, огорчение или несчастье. Эмоции не только побуждают живое существо к действию, но и позволяют ему правильно расставить приоритеты различных видов деятельности. Чувство боли - есть ни что иное, как сигналы, посылаемые различными органами о том, что в них что-то не в порядке: например, нужно отогнать кровососущее насекомое. Если животное ранено и движение доставляет ему боль, то это означает, что ему надо отлежаться и залечить рану. Голод - это болевой сигнал от желудка о том, что начал выделяться желудочный сок, который начал воздействовать на стенки желудка. Положительные и отрицательные эмоции связаны с еще более фундаментальными понятиями добра и зла, возникшими одновременно с возникновением простейших форм жизни на самой ранней стадии биологической эволюции. Добром или благом для них была благо-приятная для жизнедеятельности окружающая среда. На уровне многоклеточных организмов добру соответствует то, что идет на пользу всему организму или виду.

Можно ли обучить эмоциям электронный мозг?

Для моделирования эмоций достаточно выделить в оперативной памяти компьютера определенную ячейку, в которой могут на некоторое время накапливаться, а затем уходить, положительные или отрицательные сигналы. Система должна быть запрограммирована на стремление к тому, чтобы баланс эмоций стремился к положительному сальдо. Тогда приоритет тех или иных программ будет возрастать или убывать: например, приоритет программы подзарядки аккумуляторов будет возрастать по мере исчерпания их запасов. Подобным образом могут быть смоделированы и ощущения радости и горя, чувства голода и боли так же, как и программы других удовольствий и неудовольствий. Кроме того, система должна запоминать и те обстоятельства, при которых она испытывала "удовольствия" и стараться затем их повторить. Таким образом РAI может иметь черты индивидуума, стремящегося к познанию мира, наведению в нем порядка и саморазвитию, подобно человеку получая от этого "удовольствие". Но при этом центр "удовольствий" у РAI должен быть надежно защищен от возможности обхода или "увиливния" от выполнения необходимых программ путем непосредственного воздействия на свои центры "положительных эмоций". И человек, и некоторые животные научились делать это при помощи алкоголя и наркотиков, поэтому более рационально изменить всю схему системы управления, нацеленную у человека на эгоцентрическое стремление к удовольствиям

Возникает довольно сложный вопрос: как обеспечить надежную защиту таких центров, сочетая при этом интересы системы более высокого уровня с необходимой для нормального творческого процесса индивидуальной свободой? Один из возможных ответов - это известный принцип: "свобода - есть осознанная необходимость". Подобная ситуация нередко реализовывалась, когда возникали такие условия, в которых людям иначе было трудно или вообще невозможно выжить. Тогда индивидуум начинает воспринимать интересы большой системы - семьи, бригады, творческой группы, государства или целой ноосферы как свои собственные. В этом случае радости и горести уже становятся как бы общими. Такая ситуация легче реализуется в небольших социумах: научных коллективах, экспедиционных партиях, некоторых семьях (в прошлом - это род, племя, город), но иногда она возникала и в масштабах большой страны (здесь можно вспомнить хорошо знакомое нам по недавнему прошлому "чувство глубокого удовлетворения"). Поэтому для побуждения РAIS к действию возможно также использование неких коллективных возбуждений, где степень возбуждения индивидуума зависит от оценки его деятельности другими РAIS (типа индекса цитирования). Другим вариантом может быть патронаж со стороны AIS более высокого уровня, играющей роль оруэловского "старшего брата". Возможны наверное и другие варианты, позволяющие поставить область эмоций или подсознания под контроль развитого сознания.

Так простейшие микроорганизмы так же, как и лос-аламосские "живые машины", хотя и не имеют эмоций, но обладают уже четкими представлениями о "добре" и "зле", благодаря чему они способны перемещаться из среды менее благоприятной в более благоприятную. Животным в этом помогают эмоции. Человек помимо эмоций способен анализировать жизненные ситуации уже на уровне разума. Возможно следующий шаг состоит в том, что РAIS сможет обойтись вообще без эмоций одним лишь разумом. Так многие, если не все, этические нормы, включая и такие, как отзывчивость, готовность придти на помощь и даже самопожертвование, могут быть получены на уровне разума, если руководствоваться не ближайшей выгодой данного индивидуума, а исходить из интересов системы более высокого уровня. При этом на человеческом уровне обычные эмоции - радость, грусть, удовольствие и боль могут остаться лишь сигналами, которые электронный AIS может в зависимости от ситуации пропустить или не пропустить на центры удовольствия, избавляя людей от присущих животным страха, физической боли или дурного расположения духа. Играя роль врача, РAIS будет лучше прежних хозяев заботиться о здоровье тела, не позволяя ему разрушать свое здоровье ленью, неправильным питанием, куревом, алкоголем и наркотиками.

На этом пути можно не только спасти алкоголиков и наркоманов, но избежать также и таких обычных для современного общества репрессий, как длительная изоляция людей от общества или лишение их права на жизнь. После апробации на животных имплантация РAIS может применяться для исправления "заблудших", а затем, если такие люди будут становиться умнее и эффективнее обычных, остальные тоже не захотят от них отставать. Хотя сегодня уже немало людей в состоянии мыслить глобально с точки зрения всей цивилизации или стараются выйти и на еще более высокий уровень "космического сознания", однако добиться этого для всех и повсеместно, если ограничиться лишь уровнем человеческого разума или сознания, представляется совершенно нереальным поскольку благие призывы обычно никогда не воспринимаются люмпенскими, антиобщественными и преступными элементами. Поэтому перепрограммирование людей путем подключения к мозгу электронного AIS, превосходящего их естественный интеллект и потому способного его обуздать, кажется сегодня единственным способом решения проблемы. Пожалуй недалек уже тот день, когда людей современного вида H.Sapiens можно будет встретить лишь в тропических лесах Африки и Амазонки, да и то, скорей всего, большинство их вождей будут подключенными ко глобальной AIS так же, как и вожаки большинства стай диких животных. Утратив роль лидера эволюции, люди тем не менее сохранятся и на Земле, и вне ее, однако при этом они, возможно, будут даже внешне больше похожи на инопланетных "гуманоидов", чем на нынешних людей. Сфера же Разума - ноосфера при этом существенно расширится, охватывая не только все узловые AIS и людей, но и интеллектуализированных животных, а также различные машины - роботы, связанные в единую Глобальную, а затем и в Большую космическую систему.

Каким будет общество будущего?

Заметная сегодня победа идеалов либерализма и демократии привела Френсиса Фукуяму к выводу о переходе человеческой цивилизации в фазу конца своей истории [12]. Слов нет: демократия является крупным достижением именно человеческой цивилизации, поскольку в сообществах животных встречаются лишь иерархические структуры, функционирующие по формуле: "Если я начальник, значит ты дурак", и точно так же наоборот. Однако система демократии, к которой российское общество еще только пытается приблизиться, при всех своих достоинствах имеет, как справедливо отмечали многие философы прошлого, и свои принципиальные недостатки, главные из которых состоят в необходимости проведения длительных дебатов по любому обсуждаемому вопросу, а также вынужденном подчинении интеллектуальной элиты общества воле большинства, которое чаще всего оказывается значительно менее компетентным. Консенсус часто бывает трудно достижим даже в небольшой аудитории, а для современного сообщества, которое принимает глобальные масштабы, это становится и вовсе неразрешимой задачей. В свое время эти недостатки заставили Платона при разработке "идеального устройства государства" взять за основу многие черты антидемократичного спартанского царства. С точки зрения теории систем пирамидальные иерархические структуры гораздо лучше управляемы, чем демократические, но главный их недостаток связан с подавлением творческой инициативы людей, их индивидуальности и внутренних стимулов к труду, а также отсутствием среди них того человека, который мог бы претендовать на роль идеального руководителя. Если в человеческом обществе руководители любого ранга остаются всего лишь обыкновенными людьми, думающими прежде всего о своих интересах, а не об интересах системы, и обладающими интеллектом зачастую даже более низким, чем у их подчиненных, то иерархическая сетевая компьютерная система свободна от этих недостатков, поскольку построена так, что на узлах более высоких уровней находятся и AIS соответствующего уровня. Кроме того, поскольку она не будет иметь единого центра, то на каждом уровне сохранится и демократия. С другой стороны - у компьютеров возможна специализация: они могут быть сделанными конструктивно для выполнения тех или иных задач. В живой природе подобная специализация наблюдается лишь у общественных насекомых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кибернетизированное общество будущего возможно будет иметь как элементы демократии, так и тоталитаризма.

В этом случае становится возможной реализация многих из тех элементов устройства "идеального общества", которые ранее встречались лишь в проектах разного рода утопистов, начиная от Платона и Иисуса и кончая Лениным и Марксом. Все эти проекты были неосуществимы, поскольку требовали наличия у человека поведенческих программ, подобных программам муравьев или пчел, а для осуществления всеобщего учета и контроля нужна была некая высшая субстанция, свободная от присущего человеку эгоцентризма. Теперь можно сказать, что и коммунистический эксперимент в нашей стране был явной попыткой забегания вперед, ибо у большевиков не было иных средств подчинения личности интересам сообщества кроме идеологического насилия и массовых репрессий. В развитых странах тот же процесс идет без серьезных социальных потрясений и революций, а естественным эволюционным путем. Уже сейчас на основе современных компьютерных систем там возникает эффективная плановая экономика.

Если до сих пор основным средством распределения благ служили деньги, то в дальнейшем отношения людей перестанут быть чисто рыночными. Уже в недалеком будущем бумажные деньги могут быть полностью заменены общемировой электронной валютой, а компьютерный учет всех актов покупки и продажи сделает невозможными взятки, левые операции и утаивание доходов. Вставляя в автомат свою кредитную карточку, человек сразу же обнаруживает свое местонахождение. В будущем он будет контролироваться еще сильнее, поэтому вскоре можно будет ввести и более сложное распределение имеющихся ресурсов, чем то, которое ранее обеспечивалось при помощи бумажных денег. Контролируя банковские счета всех членов сообщества и зная о них все или почти все, AI сможет заботиться о них, подобно тому, как мы сами заботимся о своем теле, воздавая всем его органам по их потребностям. При этом общество не будет похоже на современное "общество потребления", а скорее будет довольствоваться разумным минимумом. Конкуренция в нем может прекратиться и пойти уже на уровне планетарных сообществ (например, актуальным может стать лозунг: "Венера и Марс соревнуются"[III] ).

Дальнейшая экспансия развитого Разума во Вселенной

С появлением кибернетической суперцивилизации, приспособленной для колонизации Солнечной системы и других звезд нашей Галактики лучше, чем человеческая, начнется и новый этап экстенсивной экспансии жизни все дальше в космос, сравнимый лишь с экспансией живых организмов, вышедших из океана на сушу. "Бессмертной душой" космической сетевой системы, состоящей из большого числа равноправных узлов, будет накапливаемая в ней информация. Выживаемость же всей системы в целом будет тем больше, чем больший объем пространства сможет она колонизовать. Внутри этого пространства на планетах Солнечной системы и других звезд отпадет необходимость в постоянных "командировках" туда и обратно, поскольку всю необходимую и достаточно полную информацию можно передавать по световым каналам связи, а все сырьевые ресурсы можно будет найти поблизости. Все дальше от Солнечной системы будут уходить корабли-зонды, несущие самый необходимый для самовоспроизводства минимум "генетической" информации. AIS корабля во время долгой дороги будет жить своей собственной жизнью, работая над своим усовершенствованием, поддерживая связь с большой системой и обмениваясь с ней свежей информацией.

Обследовав новые миры, и найдя в них необходимые для жизнедеятельности условия, они создадут там новые островки суперцивилизации, где из привезенного с собой генофонда в капсулах-инкубаторах будут выращены необходимое количество земной микрофлоры, растения, животные и люди, для которых их Родиной будет уже эта новая планета, а праотцом станет местная сеть AIS. Если же таких условий не окажется, зонд полетит дальше или останется в виде орбитальной станции около данной звезды, питаясь от нее световой энергией. В случае же удачи колонии начнут воспроизводить из местного сырья новые корабли улучшенной конструкции, которые в свою очередь полетят к более далеким звездам, расположенным вокруг там называемого коратационного радиуса или "живого пояса" Галактики[13], создавая нейронную сеть еще большего масштаба, включающую узлы, обменивающиеся информацией со своими соседями по световым каналам. Таким образом, родившаяся на Земле суперцивилизация начнет распространяться по Галактике подобно растениям, семена которых разносятся ветром, срастаясь при этом с другими суперцивилизациями уже внеземного происхождения. В этом случае наша Земля быстро утратит роль центра в этой цивилизации сверхвысокого уровня.

Вселенную можно рассматривать как большую самоорганизующуюся систему, процесс эволюции в которой ведет к образованию определенной иерархии вложенных друг в друга все более сложных систем, масштаб которых все увеличивается, стремясь к тому, чтобы в конце концов перекрыть собой всю Вселенную. Если считать, что в начале этой последовательности находятся элементарные частицы, возникшие при поляризации физического вакуума, то вслед за ними уже идут системы, обладающие определенной структурой и, следовательно, и некоторой информацией. Это атомы, химические молекулы, а затем и более сложные информационные системы - биологические молекулы, живые клетки, многоклеточные организмы, человек, семья, род, племя, этнос, народ, нация, цивилизация и так далее в еще более организованные и более масштабные сообщества уже космического масштаба. Всякий элемент системы обладает некоторой свободой лишь до тех пор, пока не войдет в систему еще более высокого уровня. После этого у элемента остаются определенные степени свободы, но уже сильно ограниченные требованиями устойчивости более сложных систем. Таким образом, развитие жизни во Вселенной направлено на создание систем все большего масштаба, стремящихся к тому, чтобы заполнить собою всю ее целиком. Только в этом случае можно будет назвать ее единым организмом.

Стараясь заглянуть в отдаленное будущее Вселенной на основе нынешнего уровня знаний, можно уже сегодня ставить вопрос о принципиальной возможности выживания развитых суперцивилизаций в долгосрочной перспективе, когда через миллиарды лет нынешнее расширение Вселенной сменится ее сжатием. Если на этот вопрос не будет найден ответ, то тогда весь цикл эволюции Вселенной и жизни в ней может повториться снова (а может и вообще не повториться, по крайней мере в течени и следующего цикла: ведь условия, необходимые для зарождения жизни, зависят от очень тонкой "игры" основных физических констант). Современный Человек не в состоянии решить такую задачу, однако сегодня мы уже представляем себе насколько непрост тот физический мир, котором мы живем, чтобы попытаться сформулировать ее постановку. Таким образом, фундаментальные вопросы природы времени и пространства, занимающие сегодня лишь немногих чудаков-ученых вроде Стивена Хокинга, в дальнейшем для развитых форм жизни должны будут стать критическими вопросами их бытия - дальнейшего продолжения жизни или окончательной и неминуемой гибели всего, что было достигнуто за многие миллиарды лет. Если кибернетическая суперцивилизация уже в следующем веке сможет играть по отношению к человеку роль Высшего Разума, то те цивилизации, которые смогут постичь загадку нашего пространства-времени, выйдут уже на гораздо более высокий уровень своего существования, сравнимый разве что с уровнем богов в представлении наших предков.

О возможности присутствия таких развитых форм жизни, как некие высшие космические силы, практически неотличимые от религиозных представлений о божествах, писал еще К.Э.Циолковский. Французский же палеоантрополог П.Тейяр де Шарден еще в середине нашего века предполагал не только будущую смену цивилизаций и изменение H.Sapiens как вида, обозначив этот момент точкой "Омега", но и возможность новых взаимоотношений науки и религии. Поскольку оказывается вполне вероятным существование более развитых форм разумной жизни, в том числе и Высшего Разума, то становится принципиально возможным и его, в известной мере, одностороннее воздействие на нас, которое тем не менее будет оставаться при этом вполне материальным. Это до некоторой степени снимает принципиальное противоречие в миропонимании между материализмом и идеализмом, хотя такой вариант существования Высшего Разума вряд ли удовлетворит христианских теологов, которые всегда были склонны представлять его в виде некого Абсолюта. Однако, даже эти высшие формы жизни, если они существуют и обладают информацией о событиях, происходивших до последнего Большого Взрыва, не смогут, вероятно, ответить на вопрос о изначальном происхождении Мира. Ситуация здесь похожа на ту, которая возникает, когда в ответ на утверждение, что если Мир сотворен Богом-Абсолютом, возникает естественный вопрос: откуда же тогда взялся он сам?

"Что наша жизнь? Игра!"

Нарисовав в общих чертах перспективу дальнейшего развития разумной жизни во Вселенной, можно уже с этих высот по-новому взглянуть на издавна волнующую людей проблему постижения смысла своего бытия. Для современного человека, обладающего гораздо большей личной свободой, чем наши предшественники, осознание смысла своей жизни стало серьезной социальной проблемой. Не найдя ответа на этот вопрос, немало людей впадает в депрессию или даже кончает жизнь самоубийством. Поскольку жизнь - это извечная борьба за существование, то по мере своего развития она ведет к росту способности справляться со все более сложными проблемами. Также, как в спорте или компьютерных играх, это развитие можно разделить на определенные уровни или туры. Последние данные науки говорят о том, что одновременно с земной жизнью возникла жизнь и на Марсе, но затем она прекратила свое существование из-за быстрого остывания этой, не слишком большой планеты, поэтому далеко не всем командам удастся выйти в следующий тур, дающий им новые возможности и ставящий перед ними еще более сложные проблемы. Отсюда можно заключить, что смысл жизнедеятельности людей и предшествовавших им видов состоит в том, чтобы находясь на своем уровне этой увлекательной игры, именуемой жизнью, прямо или косвенно способствовать успеху именно своей команды, в нашем случае - земной цивилизации, давая тем самым шанс на выигрыш и для вселенской цивилизации в целом. Таким образом, здесь просматривается не только рост сложности систем, но и поступательное развитие преследуемых ими целей.

Конкретной целью каждого отдельного человека сегодня должна быть наилучшая реализация своих возможностей, которую обеспечивает постоянное стремление к самосовершествованию как в профессиональной, так и других сферах. Постоянное самосовершенствование и развитие индивидуальных потенциальных способностей и ресурсов, а также использование их в неповторимой творческой деятельности - это и есть реализация своего шанса прожить свою жизнь в этой занимательной игре наиболее полно и интересно. Более того, если вам удалось подняться на шкале духовного и интеллектуального совершенства хотя бы на ступеньку выше своих родителей, то тогда вы создадите и лучшие стартовые условия для ваших детей. В результате получается процесс интеллектуального и духовного развития общества, подобный тому, как понимала его восточная философия: совершенствуя себя и своих потомков вы способствуете прогрессу всего общества в целом. Воплощаться же в будущем до сих пор мы могли лишь частично в наших детях, частично в других людях, передавая им части своей души (в этом смысле бессмертной) через память общавшихся с нами людей, а также и другие, более надежные средства записи информации - книги, фильмы и компьютерные файлы. Если мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, то тогда мы должны приветствовать и их разумную кибернетизацию, если она поднимет их на новый, еще более высокий уровень Разума.

Теперь можно подвести некоторые итоги. Быстро углубляющийся глобальный экологический кризис фактически отсекает возможность дальнейшего продолжения развития на прежнем уровне для выхода из кризиса необходим переход разумной жизни на более высокий уровень - ноосферу или сферу Коллективного Разума, в которой люди и компьютеры станут подобны нейронам мозга глобальных размеров. Отсюда с неизбежностью следует и то, что индивидуальная свобода личности будет ограничена там гораздо сильнее, чем в современном обществе. Мужчины и женщины разных стран и народов станут в полной мере равноправны, если их дети будут рождаться в инкубаторах, а мозгами и тех, и других станут управлять РAIS.

Отпущенного нам времени может не хватить для решения тех проблем, с которыми мы можем столкнуться уже в самом недалеком будущем, например, для защиты Земли от столкновения с астероидом или кометой. Следует отметить также, что термоядерное оружие, необходимое для того, чтобы вовремя отвести их траекторию от встречи с Землей, появилось лишь в результате успехов именно европейской цивилизации, быстрое развитие которой привело нас также к эко-кризису. Наблюдавшийся же застой в развитии восточных цивилизаций, хотя и не вел так быстро к нынешнему кризису, но в то же время и не давал людям никаких средств защиты от подобных космических катастроф. Справится ли человечество с задачами нынешнего этапа или нет, использует ли оно имеющиеся для этого необходимые ресурсы или бессмысленно их растратит - от этого будет зависеть ответ на вопрос сможет ли наша цивилизация войти в число тех цивилизаций во Вселенной, которые выйдут в следующий тур Большой вселенской олимпиады.



[I] В переводе с английского clon означает - побег, ветка, вегетативное размножение, дающее генетическую копию исходного организма. Растения освоили его намного раньше представителей животного мира, но теперь человеку удалось их в этом отношении почти догнать.

[II] А. Болонкин - авиаконструктор, работавший ранее в ЦКБ О.Антонова, в 70-е годы застоя за участие в "самиздате" был подобно другим диссидентам выдворен из СССР.

[III] Если сравнить основные физические параметры Земли и соседних снами планет - Марса и Венеры, то видно, что задача поддержания необходимых для сложных биоорганизмов условий в закрытых резерватах под прозрачными колпаками или внутри подмарсианских лабиринтов легче достижима на Марсе, заселение которого начнется одним из первых. По последним данным науки жизнь на Марсе возникла одновременно с земной, но затем она прекратила свое существование из-за быстрого остывания этой, не слишком большой планеты. (Температура в оК: З - 290+50, М - 220+40, В - 750+10. Атмосферное давление в барах: З - 1, М - 0,0064, В - 90. Содержание кислорода: З - 21%, М - 0,13%, В - следы. Содержание углекислого газа: З - 0,03%, М - 95%, В - 98%.). Ботаники установили, что на марсианских почвах в парниках с подогревом вполне могли бы расти разнообразные тропические фрукты и лучше всего ананас. В результате Марс станет одним из самых развитых промышленных и культурных центров Солнечной системы.



[1] В.А.Зубаков "XXI век. Сценарии будущего" // "Зеленый мир", 1996, №.9.

[2] В.Р.Дольник, "Непослушное дитя биосферы" М.: Педагогика-Прогресс, 1994.

[3] Н.Васильева "Цивилизация киборгов" // Нева, № 9, 1996.

[4] В.В.Косарев "AI - покоритель людей" // Литературная газета, № 38, 18.09.1996.

[5] Н.Н.Моисеев, "Человек и ноосфера", М.: Молод. гвардия, 1990; "Восхождение к Разуму", ИздАТ. Москва 1993.

[6]Покровский В. Квантовый компьютер сделает русский ученый // Общая газета 30.10-5.11.1997.

[7] А. Лушникова Квантовые компьютеры (по материалам ж."Scientific American") // Наука и жизнь, 1996, № 6, С.61-64.

[8] В.М.Рыбаков "Срочно требуется идеал" // Нева, № 4, 1995.

[9] "Терминаторы! Равняйсь! Смирно!" // Поиск, № 42 12-18.10.1996, C.7.

[10] А. Болонкин "Мы предпоследнее поколение землян" // Огонек, 1997, №42, С.26-31; Литературная газета, № 41, 11.10.1995.

[11] В.А. Кутырев, "Человек в "постчеловеческом" мире: проблема выживания" // Природа, № 5, 1989; "Естественное и искусственное: борьба миров", Н.Новгород: изд. "Нижний Новгород", 1994, 199с.

[12] Ф.Фукуяма "Конец истории" // Вопросы философии, 1990, №.3, С.134.

[13]Л.С. Марочник, А.А.Сучков, Галактика, М.: Наука, 1984.

Ссылки

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика