Витальная сущность даосской модели целостного психофизического бессмертия человека

На протяжении всей обозримой истории человеческой цивилизации в мифах, легендах и религиях народов мира находила свое отражение проблема достижения человеком личного психофизического бессмертия. А в некоторых учениях идея личного психофизического бессмертия являлась основополагающей, смыслообразующей в представлениях о жизни и смерти человека, например, в даосской религиозной концепции бессмертия.

Прежде чем показать, что даосская модель личного психофизического бессмертия имеет витальную сущность, витальный характер, нам необходимо рассмотреть сущность понятия витальность. Можно вести речь о двух началах человеческого бытия витальности и танатальности.

Под витальностью понимается система субъективных ориентаций человека на развитие жизни и объективных тенденций развития и роста жизни. Витальная ориентированность представляет собой субъективную уверенность человека в том, что его жизненная позиция является выражением витальной тенденции. В свою очередь витальная тенденция это объективные закономерности развития и роста жизни.

Танатальность же есть система субъективных ориентаций человека на небытие, на смерть и объективные тенденции угасания жизни. Танатальные ориентации состоят из субъективных предпочтений человеком небытия бытию, а танатальные тенденции из объективной направленности жизни в сторону небытия [1].

В отличие от танатальной ориентированности, витальная ориентированность указывает на то, что человек предпочитает жизнь смерти, опирается на систему знаний, в которых сама жизнь признаётся в качестве основной ценности [2].

Таким образом, под витальностью мы подразумеваем жизнеутверждающее ориентирование.

В целом витальность человека определяется витальностью тела и витальностью разума или психической сферы. Первая обусловливается физическим здоровьем и отчасти аналогична витальности всех живых организмов. Физическое здоровье это основа это фундамент, на котором стоит человек, поскольку физическое тело это тоже своеобразный фундамент это необходимое условие витальности.

Выражением витального содержания человеческой психики является разум. Только при сохранении разума и памяти, жизнь можно считать целостной и осознанной, а человека считать личностью. Выражением витального содержания являются также ориентиры на самосовершенствование и самоорганизацию, установки готовности к действиям в соответствии с жизнеутверждающей личностной направленностью.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что смерть является противоречием витальности. Ведь реальная биологическая земная человеческая жизнь есть фундамент витальности и смерть, следовательно, взрывает этот фундамент. А чтобы он никогда не разрушился, его необходимо обновлять, то есть омолаживать свой организм.

В рамках даосизма существует такая идея, согласно которой жизнь есть благо, а смерть, следовательно, является злом, которое можно преодолеть (оптимистичная по своей сущности идея бессмертия в китайской культуре). Эта позиция наиболее отчетливо выражена в собственно религиозном пласте даосизма, особенно в той части даосской доктрины, которая обычно называется "учением о бессмертных" ( сянь сюэ). В этом заключается витальность даосских представлений о жизни и смерти человека. Ведь для того, чтобы этот фундамент витальности был нерушим, человек должен обрести реальное имманентное психофизическое бессмертие.

В чем же исток, причина такого специфического отношения к жизни и смерти в рамках даосизма .

В отличие от европейской традиции в древнем Китае не было деления человека на тело и индивидуальную душу. У каждого человека имеется десять душ: три хунь и семь по, которые пребывают в его теле. Со смертью тело гибнет, а связи душ распадаются. [3. С.32].

По всей видимости, это была одна из самых ранних догадок о влиянии распада межнейронных связей на психическую сферу человека в том что со смертью происходит полный распад психической сферы человека, что связано с разрывом межнейронных и прочих связей в структуре центральной нервной системы человека. Ведь наукой было доказано, что между личностью и телом существует такая тесная и далеко идущая функциональная связь, что мы едва ли можем представить их себе иначе, чем в виде неразрывного единства [4]. Эта связь и была подмечена даосами они были одними из первых философов кем была четко прослежена данная связь.

Согласно даосской концепции жизни и смерти, души хунь, ответственные за сознание человека, отправляются на небо, растворяясь в небесной пневме, а души по, обуславливающие его жизнедеятельность, превращаются в демонов и затем погибают. Отсутствие в Китае веры в единую душу и ее бессмертие (что перекликается с современными научно-материалистическими концепциями) обусловило возникновение даосской доктрины физического бессмертия. [3. С.32]

То, что понятия современной физики зачастую обнаруживают изумительное сходство с представителями, воплощенными в религиозных философиях Дальнего Востока, подробно осветил в знаменитой работе "Дао физики" современный философ и теоретик естествознания Фритьоф Капра. Особенное значение он уделяет важности учёта в современной науке китайского образа мышления, в котором значительное внимание уделялось практической, производительной жизни и идее преемственности поколений и для которого, например, пассивно-созерцательный характер индийского буддизма и даже индуизма был совершенно неприемлем.

Даосизм предполагает такую модель бессмертия, при котором устранены любые виды предела продолжительности полноценной жизни уже существующего реального человеческого тела (организма). Это неограниченно долгая жизнь человека в форме той биологической субстанции, которая дана ему от рождения при удержании телесных, интеллектуальных, психологических, биоэнергетических параметров жизнедеятельности на их оптимальном уровне или неограниченная продолжительность продуктивного периода жизни.

Исходя из даосских представлений взаимосвязи тела и душ, следует не только негативная оценка смерти, но и почтительное отношение к телу как вместилищу душ. Тело в даосской традиции трактуется как микрокосм, населенный 36 тысячами духов, которые обеспечивают человеку жизнь и здоровье. Но чтобы духи не покинули тело, его необходимо питать и умилостивливать духов, ведя праведную жизнь и совершая добрые поступки [3. С.32].

Здесь прослеживается взаимозависимость, взаимосвязь телесно-организменных структур и трансцендентного, духовного, потустороннего (или тонкоматериального), а также взаимозависимость этического, нравственно-ценностного с бессмертием тела с продлением жизни.

Кроме духов в теле человека живут так называемые «три червя», или «три трупа»: один в голове, другой в груди, третий в нижней части тела. Они стремятся сократить жизнь человека, чтобы с его смертью выйти за пределы тела, став призраками. Подготовка к бессмертию начинается с избавления от этих " червей", для чего в даосизме разработан комплекс предписаний. Хотя даосский путь обретения бессмертия не сводится к нравственному совершенствованию, тем не менее, последний играет немаловажную роль, ибо невоздержанность и потакание страстям, согласно даосской традиции, есть зло, препятствующее продвижению к желанной цели [3, С.32].

Для даосизма характерна вера в физическое бессмертие через единение человека с Дао — онтологической первоосновой бытия и закономерностью всего сущего. Бессмертия может достичь тот, кто, поставив перед собой эту задачу, использует множество разнообразных приемов, каковыми являются: сложная техника дыхания, двигательная гимнастика, правила сексуальной гигиены, дающие гармонию мужского (янь) и женского (инь) начал в человеке, внешняя и внутренняя алхимия, ритуалы богослужения. Вся совокупность названных приемов, требующая огромной концентрации воли и подавления страстей, позволяет, с даосской точки зрения, последовательному адепту этого учения выработать в себе "бессмертный зародыш" ( сянь тай).

Правда, качество этих " зародышей", несущих в себе основу вечной жизни, может быть разным, что и обуславливает градацию бессмертных на три ранга: 1) "небесные бессмертные" ( тянь сянь), вознесшиеся на небо в качестве богоподобных существ; 2) "земные бессмертные" ( ди сянь), живущие в особых местах на земле; 3) "бессмертные, освободившиеся от трупа" ( ши цзе сянь), те, кто не сумели стать бессмертными при жизни, но воскресли после смерти как Христос. Инотелесное тонкоматериальное бессмертие все-таки предполагается т. е своеобразный плюрализм относительно идеи бессмертия и способов ее достижения. В обычной человеческой жизни учение о бессмертии предстает как культ здоровья и долголетия [3. С.33].

Целостное духовно-психофизическое бессмертие (у нас целостное духовно-психобиологическое или психотелесное или психофизиологическое) " тела/личности" (шэнь) стало главной целью даосизма. Сама эта доктрина явилась итогом развития учения о двух аспектах достижения бессмертия: один предусматривал соответствующую подготовку "телесной формы" (гимнастику, макробиотику и т.п.), другой подготовку "духа" (созерцание, приемы визуализации и т.д.) [5. С.158].

Бессмертие "тела/личности" в даосизме стало пониматься как "одухотворение" психофизической целостности, ее претворение в субстанцию шэнь. Субстанция бес-смертного " тела/личности" трактовалась и как "чистая ян ци" субстантивация положительного, "мужского", "небесного" началa ; "женские" субстанции инь полностью элиминируются в ходе достижения бессмертия.[5. С.159]

Поиски бессмертия требовали от человека немалых жертв, заставляли его мобилизовать всю свою волю и выдержку, все способности и терпение. Практически тот, кто посвятил свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться от нормальной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всех стремлений и страстей, во всем ограничить себя и целеустремленно двигаться только к одной великой цели. Разумеется, это было не каждому под силу. Только немногие из наиболее ревностных и старательных последователей даосизма были способны на такие жертвы. Зато именно они пользовались наибольшим уважением и почтением в среде даосов. К их словам прислушивались, их трактаты читали, их советам и предписаниям следовали остальные в надежде хоть немного приобщиться к их «святости», и тем, самым хотя бы отчасти приблизиться к высшей цели всего религиозного даосизма к бессмертию [6].

В даосской религиозно-философской традиции идеи бессмертия были тесным образом связаны с идеями самосовершенствования. Личное физическое бессмертие в даосской традиции обязательно предполагало усилия личности в собственном совершенствовании. Притом совершенствование предполагало действительно всестороннее развитие человека по всем критериям. Предполагалось и нравственное и психологическое и психофизиологическое и физическое саморазвитие человека. Т. е., предполагалось увеличение уровня витальности человеческого организма.

Даосская концепция предполагала, что достижение человеком бессмертия зависит в основном от того, в какой степени человек способен к саморазвитию, самосовершенствованию. Самосовершенствование человека во всех направлениях являлось наиболее важным условием обретения им личного физического бессмертия.

Можно сделать вывод о том, что основная цель различных даосских практик бессмертия добиться того, чтобы сделать витальные тенденции в себе, в своем организме и в своей психической сфере управляемыми, а танатальные контролируемыми, т. е. приобрести навыки управлять жизненными витальными процессами в своем организме, стать хозяевами своей жизни. И этим самым взять под свой контроль продолжительность своей жизни, научиться управлять витальными процессами и явлениями, добиться того чтобы уметь усиливать витальные тенденции в себе и добиваться полного преобладания витальных тенденций над танатальными.

Можно сделать вывод о том, что цель даосов добиться того, чтобы степень этого преобладания витальных процессов над танатальными постоянно бы росла, по крайней мере не уменьшалась бы так, как это имеет место в реальной жизни человека.

Цель приверженцев даосской концепции целостного психофизического бессмертия добиться того, чтобы их тело стало самоуправляющейся и самосовершенствующейся системой в полном смысле этого слова, а пока человек фактически является танатальной системой, т. е. системой в которой танатальные, разрушительные тенденции преобладают над витальными.

Даосская доктрина бессмертия предполагает такой подход к совершенствованию тела, при котором якобы необратимые процессы старения (танатальные процессы) неумолимо пошли бы вспять и, в дальнейшем, организм человека непрерывно трансформировался бы в сторону своего совершенствования, дальнейшего укрепления, а не увядания и в дальнейшем происходило только развитие организма, только возрастание его конструктивных качеств.

Можно также сделать вывод о том, что самосовершенствование и саморазвитие рассматривалось даосами в основном как усиление роли витальности и витальных тенденций и установок в жизни человека, а также роли витальных мыслей чувств и установок в его психике.

Даосскую концепцию целостного психофизического бессмертия можно сравнить с идеями бессмертия Н. Ф.Федорова, который, отрицая неизбежность Апокалипсиса, рассуждал о достижении бессмертия и возвращении к жизни предшествующих поколений средствами науки как главного орудия человеческого разума, исполняющего божественные предначертания. Именно через эту разумную деятельность пока ещё "слепая" Природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст всё разрушенное так же "слепым", не понимавшим пагубность и бесполезность борьбы с ней человечеством, попадавшим в результате этого лишь в ещё большую зависимость от неё. Далее мысль о возможности и необходимости достижения преодоления смерти – в т. ч. средствами науки была воспринята и другими русскими космистами, солидаризовавшимися с даосами в том, что человек может и должен своими собственными усилиями добиться реального целостного психофизического бессмертия на Земле, в реальном мире. В обеих традициях предполагалось достижение человеком личного психофизического бессмертия посредством его самосовершенствования и развития его психофизических свойств и качеств.

В даосской традиции эта идея получила свое практическое продолжение, частичную практическую реализацию в самых различных формах. Постоянно делались попытки реализовать идею самосовершенствования и бессмертия через целый очень сложный комплекс физических и психофизиологических упражнений, диет, особого способа мышления, магических ритуалов.

В отличие от идей Федорова в рамках даосской традиции предусматривалась система практических способов достижения человеком личного психофизического бессмертия и совершенствования его организма, а также его свойств, функций и качеств.

Основное отличие от гипервиталистической концепции Федорова, концепции всеобщего воскрешения и всеобщего бессмертия в рамках даосской концепции бессмертия спасаются или становятся физически бессмертными лишь избранные, то есть те, кто действительно достоин личного целостного практического психофизического бессмертия, кто прилагал сам серьезные усилия и работал над достижением бессмертия целенаправленно.

Если сравнить даосизм с другими концепциями бессмертия, то ценностями в индуизме и буддизме, например, является не психофизическое бессмертие, а долгая сохранность оптимальных жизненных психофизиологических параметров жизнедеятельности т. е. состоянием молодости, состояние здорового тела. Но это не средство для достижения бессмертия, а лишь средство для совершенствования души. Ведь в индуизме необходимым, обязательным условием совершенствования души является совершенствование тела.

Поэтому индуизм более танатален, нежели даосизм. Необходимо отметить, что большинство религиозных и философских концепций бессмертия Востока и Запада (в их числе и христианская модель) танатальны по своей сущности, они исходят из признания принципиальной неустранимости и даже ценности смерти вообще, что отмечали такие отечественные мыслители, как А.Н.Радищев, В.В.Розанов и др.. Даосская концепция психофизического бессмертия здесь, пожалуй, является исключением, так как она предполагает возможности устранения физической смерти и признает реальную земную жизнь как высшую ценность.

Вышеизложенное означает, что согласно подобным воззрениям, имеющим пессимистично-танатальный или фатально-танатальный характер, человек остается обреченным на смерть, следовательно, остается и сама проблема преодоления реальной смерти, требующая продолжения поиска ее действительного решения. Ведь религиозные установки, религиозное отношение к жизни человека, к человеку в целом, являются танатальными. Когда речь ведется о реинкарнационном бессмертии, о жизни после смерти в потустороннем мире, то здесь проявляются псевдовитальные, лжевитальные, иллюзорно-витальные тенденции, а по своей внутренней сущности, строго говоря, это танатальные тенденции, поскольку речь идет не о реальной жизни, а о выдуманной иллюзорной жизни в потустороннем мире. И восточная и западная философия пошли, в основном, по ложному танатальному пути преодоления смерти.

Приверженцы религии и созвучных философских учений в том числе последователи и приверженцы религиозно-философских идеалистических учений претендуют на монопольное право обсуждать и решать эту проблему, связывая ее решение с верой в посмертное существование человека и оставляя в неприкосновенности его реальную смерть как божественное установление.

Для мифологического осознания характерным было танатальное по своей сути представление о безысходной смертности людей, фатальности их смерти, установленной бессмертными богами. Именно в этом и усматривалось решающее различие между теми и другими исключением из этого правила был даосизм с его концепцией или идеей целостного психосоматического бессмертия тела-личности [7].

Религии, утверждающие любой вид загробной жизни, смертны по натуре и они лжевитальны, антивитальны, иллюзорно-витальны, чем существование, которое представляет конечную цель в философии смерти.

Если религиозные концепции трансцендентного бессмертия по своей сути являются танатальными, уводящими от реальности, от реальной земной жизни, то даосская доктрина бессмертия в отличие и от индийской ведической и от большинства других религиозных традиций отнюдь не предполагала возможность существования духа как особой бессмертной сущности и под бессмертием понимала, в первую очередь, физическое. Тело в даосском учении оказывалось единственным началом, объединяющим эти разнородные и множественные души. Смерть тела, следовательно, ведет к гибели этих пневменных образований при сохранении самой пневмы как их субстрата.

Тело же, напротив, являлось единством и служило домом этим и другим духам. Таким образом, лишь увековечение тела в той или иной форме может обеспечить продолжение живой личности в целом.

Бессмертие в религиозном даосизме мыслилось как материальное бессмертие, бессмертие тела, а не души. Ведь даосы полагали, что души и духи не могут существовать без телесной оболочки.

Неразвитость даосских представлений о бессмертии души фактически означала высокий уровень развития представлений о связи психики человека с его телом. Даосы в этом смысле были гораздо лучшими психофизиологами, нежели идеологические лидеры других религиозных систем, т. к. их воззрения на природу человеческой психике в гораздо большей степени совпадали и совпадают с современными научными материалистическими взглядами на природу человеческой психики.

Даосская модель целостного психофизического бессмертия тела-личности является на наш взгляд наиболее конструктивной, актуальной научной и наиболее реализуемой в современных условиях и подходящей к современной жизни. Ведь речь в данном случае идет о достижении бессмертия здесь, в рамках имманентного мира, в реальном (хотя и в трансформированном) физическом теле. А ведь современное развитие биотехнологии и генной инженерии переводит в практическую плоскость мечты даосских мудрецов о телесном бессмертии. Т. е. научно-технический, а точнее сказать, биотехнологический фактор сделает вполне возможным неограниченное долголетие даосского варианта.

Итак, если исходить из определения витальности и из выявления сущности даосского варианта бессмертия можно сделать следующие выводы:


1. Высший уровень витальности проявляется в потребности быть реально бессмертным.

2. Высшая форма антропной витальности это вечная реальная (имманентная) телесная земная жизнь человека в реальном биологическом теле, а также стремление человека к этой жизни т. е не просто осознание собственной смертности, но и постоянное стремление к ее преодолению. А отсюда следует, что идея физического бессмертия, в том числе и даосская идея бессмертия это идея абсолютной витальности, это высший вариант витальных ориентаций и тенденций, это и есть витальные ориентации в чистом виде.

3. Человек, обладающий высшей степенью витальности, носитель истинной высшей витальности это бессмертный, саморазвивающийся сверхчеловек который обрел реальное личное практическое психофизиологическое бессмертие. Именно такой человек (или сверхчеловек) являлся целью даосизма, идеалом для даосов.



Библиографический список
1.Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды: монография. Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. С. 23.
2.Синченко Г.Ч. Философия человека и предельные проблемы культуры. – Омск, 1996. – С. 6.
3.Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие (Обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек . 2000. №6.
4.Ламонт К. Иллюзия бессмертия. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. С. 118.
5.Жизнь как ценность. М.: 2000.
6.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. М.: Восточная литература, РАБ, 2001. С. 245.
7.Проблемы иммортологии. Книга 2: Проблема бессмертия человека в русской философия: история и современность. Челябинск: ЧГТУ, 1994. С. 7.



Алексей Сербаев, 2009
 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика