Наше ультрафиолетовое будущее

Трудно избежать будущего…
Оскар Уальд

Будущее бывает разным. Темным, постапокалиптическим, и — светлым. А, кроме того, оно бывает ближайшим (то, которое наступит лет через 5), средне-срочным (15-20 лет) и отдаленным.
Если же взять краски и нарисовать будущее, то ближайшие годы, наверное, будут пестрыми в суете буден. Новые гаджеты, все более сильные компы, электронные книжки, имплантируемые в зубы микрофоны – в общем, ничего особенного. Разве что везде начнут официально лечить людей инъекциями стволовых клеток, ведь уже в этом году, впервые, в США, эта процедура разрешена для  несколько человек, больных параличом.

Среднесрочное будущее будет сияющее-металлическим и зеленым. Мы уже сможем очень дешево узнать свой полный генокод, на улицы выйдут роботы и киборги, на работу первых нанофабрик мы будем ходить посмотреть, как когда-то собирались для просмотра первых видеофильмов. Это уже гораздо более интересное будущее, и его стоит рассмотреть ближе — ведь нам в нем жить.
Но ум человеческий пытлив и встает вопрос: а что же дальше? Может, вылить на холст все какие есть краски, написать сверху черным «Сингулярность» да и забыть? Ведь говорят ученые, что лет через 30-50 из-за ускорения прогресса может наступить такой момент, за гранью которого сейчас вообще невозможно прогнозировать...
Ну, ближе к середине века мы посмотрим, можно будет что-то предвидеть или нет, а вот до этого – я смею утверждать – наше будущее будет становиться все более ультрафиолетовым.

Но сначала маленький технологический экскурс.

Лорд Бройерс, председатель комитета по науке и технике в Палате Лордов как-то сказал: "Технологии и именно технологии определяют будущее человеческой расы". И не он один так считает. Ибо, развившись, технологии стали все больше влиять на цивилизацию, изменять ее и все больше определять наше будущее.
В XXI-м веке особенно вырываются вперед несколько направлений. А именно: биотехнологии, информационно-коммуникационные, нанотехнологии и так называемые когнитивные технологии — связанные с изучением мозга и использованием этих знаний.

Ну, еще роботы и настольное производство.

Собственно, роботы уже наступают. Сейчас в развитых странах уже продано несколько миллионов роботов-пылесосов, роботов-поломоек, существуют полностью роботизированные заводы, есть робот-повар, робот-сиделка и так далее. Последняя новинка – ваш роботизированный двойник QA , созданный американской компанией Anybots. Он сможет за вас присутствовать на конференциях, передавать информацию, говорить за вас.
Еще чуть-чуть — и на улицах появятся робокопы, встречать клиентов в офисах будут андроиды-секретари, Через 20 лет роботы — как человекоподобные так и самые странные — будут повсюду и станут привычными. Многие человеческие профессии навсегда исчезнут.
Чтобы выиграть конкуренцию, нам придется усиливать свой интеллект. Это та самая дорожка, встав на которую, как говорил хоббит Бильбо, неизвестно, куда придешь. Но если идти осторожно, то можно прийти, как говорят теперь, к Постчеловеку. То есть, сильно усилить свои возможности и, может быть, получить те, которых у людей не было вовсе.
Усиление интеллекта стало обыденной вещью на Западе. Сейчас примерно 15% научных сотрудников Европы употребляют ноотропы для усиления работы мозга, а также препараты для улучшения памяти и концентрации. Нет, у них недостатка в интеллекте и памяти. Им просто надо больше, чем есть изначально. Находясь в состоянии жесткой конкуренции, одержимые жаждой знаний, многие ученые, студенты и даже менеджеры подстегивают свой мозг. К счастью, современная фармацевтика знает безопасные вещества, которые могут быть использованы. Например, всем известный пирацетам – одно из самых безопасных лекарств в мире. Другие препараты не так безопасны, но работа в лабораториях идет, интерес к этой теме лавинообразно увеличивается. Так что через несколько лет ив России это станет нормой, и когда будут говорить «интеллектуализация нации», то будет иметься ввиду «освоение «умных» компьютерных программ, использование ноотропов, интерфейсы мозг-компьютер».

Жизненные вопросы

Также — еще до того, как мир станет ультрафиолетовым — мы начнем пользоваться благами биотехнологий. Употребление стволовых клеток для восстановления самых разных органов и тканей станет обыденной и недорогой практикой. Да, пока это очень дорого, клиники требуют десятки тысяч долларов за курс чудо-уколов, но при массовом применении и, тем более, при поддержке государства, технология получения и использования инъекций стволовых клеток может стать столь же доступной, как вакцинация.
К счастью, этические вопросы работы со стволовыми клетками практически сняты. Журнал Science назвал главным открытием 2008 года недавно открытый метод получения стволовых клеток из обычных зрелых клеток нашего организма, которых у нас достаточно.
Станет распространенным выращивание органов, и мы будем заказывать сначала в лабораториях, а потом на фабриках новые печень, сердце, мочевой пузырь. Сейчас это делают в лабораториях, дело только за налаживанием массового производства. Клонирование же поможет восстановить исчезнувшие виды животных и …людей. Сейчас уже идут работы по восстановлению тилацина — вымершего тасманийского сумчатого волка, успешно клонируют исчезающие виды, ученые задумываются о восстановлении мамонтов и неандертальцев, у которых сохранились останки, пригодные для извлечения из них ДНК.
И еще одно незаметно появляющееся чудо ждет нас (но это уже ближе к середине века) — радикальное продление жизни.
Так получилось, что за последние 40-50 лет молекулярные биологи очень хорошо изучили человеческий организм, и последние 10-20 лет они пытаются создать «лекарство от старости», что почти равносильно термину «лекарство от смерти». Что-то получается, что-то пока нет. Черви нематоды в лабораториях под действием новых веществ живут в разы дольше, чем в природе. Продолжительность жизни более близких к человеку лабораторных мышах увеличена наполовину.
Конечно, мы не мыши и не черви, но изучение возможности продления жизни человека за так называемый видовой предел, продолжается. Ситуация, в целом, обнадеживает, особенно если учесть серьезную поддержку биологии со стороны компьютерных технологий и нанотеха.
В самой основе современного рывка науки и технологий — компьютеры и связь. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) — это базис всей современной цивилизации. Куда ни глянь — компьютеры. Они становятся все мощнее и тем самым создают новые возможности. Простой, но важный пример: информационные технологии сделали возможным существенно более качественное, изучение мозга. Все ныне существующие технологии сканирования мозга требуют мощных компьютеров и алгоритмов для реконструкции трехмерной картины происходящих в мозгу процессов.
Скоро станет возможным детальное и точное моделирование бактерий, целых клеток человеческого организма, а в перспективе даже мозга человека и всего организма. Уже начаты международные научные проекты, ставящие перед собой именно такие цели. Проект Международного Альянса E. coli  работает над моделированием бактерии кишечной палочки, ученые проекта Blue Brain в партнерстве с компанией IBM занимаются моделированием коры головного мозга человека.
Появились такие науки как математическая геронтология (наука о старении) и синтетическая биология (создание абсолютно новых существ). Ожидается , точ через 20 лет будет создан «сильный ИИ» — так называется система искусственного интеллекта, которая будет умнее человека.
Собственно, уже и сейчас такие системы делают многое, что в принципе недоступно человеку– например, доказывают теоремы, которые человек не может доказать. Кроме того, экспертные системы уже ставят диагнозы на уровне доктора наук, играют успешно на бирже, даже пишут музыкальные произведения, которые выигрывают конкурсы.
Придет время и Искусственный интеллект станет самоэволюционировать, изучать и улучшать сам себя, станет Сверхразумом. Если мы будем достаточно умны, он поможет решить все наши проблемы. Если нет…

Нанотех, да и только

И тут мы подошли к самой удивительной части — прогнозу нанотехнологическому. Это и есть главная, ультрафиолетовая составляющая нашего будущего.
Наноразмеры – это десятки и сотни нанометров. Собственно, это есть также и характерная длина ультрафиолетового излучения. Поэтому мир нанотехнологий именно ультрафиолетовый. Нам он несет возможности изменить себя, улучшить мир сверх любых мыслимых пределов.
В этой области есть два самых перспективных направления: создание медицинских нанороботов и создание молекулярных фабрик и ассемблеров. Крошечные нанороботы смогут ремонтировать клетки организма, то есть, лечить его (в пределе от всех болезней). А это значит, они смогут лечить от старения и от всех старческих заболеваний. Многие нанотехнологи, в том числе и Эрик Дрекслер, один из отцов нанотехнологий, утверждают, что нанороботы смогут даже восстанавливать к жизни сохраненных в анабиозе криопациентов.
Научный прогресс в этой области сейчас опережает прогнозы. Уже есть прототипы наноразмерных двигателей, вычислительных элементов и радиопередатчиков (надо же им общаться между собой и с управляющим компьютером), разработаны разного рода манипуляторы. А самый первый (и конечно, самый крупный) медицинский наноробот уже умеет в эксперименте отделить помеченную клетку и унести ее подальше от остальных. Сообщение об этом пришло в январе 2009 из Университета Джона Хопкинса (США). Совершенно ясно, что развитие данной технологии — прямой и краткий путь к победе над раком. Даже в российской нанотехнологической программе имеется раздел, предусматривающий создание микроскопических роботов...
Примерно тогда же или чуть позже (лет через 20-30) появятся нанофабрики, которые из поданного на вход вещества будут делать все, что угодно — от деталей компьютеров до котлет, был бы файл с дизайном. Да-да, как в старых фантастических фильмах. И возможно, что к тому времени и нужные части тела, будут создаваться не на фабриках по их выращиванию, а собираться по атому на молекулярных фабриках или маленькими умными нанороботами – сборщиками. Их называют наноассемблерами.
Более того, такие роботы смогут быть невидимыми, просто подвисая в воздухе в качестве «умной пыли», дожидаясь команды превратиться во что-то по заказу человека.

Судьба человека

Сам человек тоже не избежит превращений. Люди станут иными: скорее всего, умнее, красивее, долгоживущими (практически бессмертными), они смогут менять себя как захотят: цвет кожи, форму глаз, лица и конечностей (и даже их количество и функциональность). Так человек устроен: если есть возможность управлять своим телом себе на пользу, если это не сложно и интересно, то всегда найдутся пионеры. За ними потянутся и остальные, и, в конце концов, люди обретут новые возможности, новые степени свободы.
Собственно, ученым это стало понятно давно, еще в 1957 году, когда известный биолог и основатель ЮНЕСКО Джулиан Хаксли придумал термин «трансгуманизм». Трансгуманистами он назвал людей, которые видят открывающиеся возможности и хотят ими воспользоваться. Сейчас, через полвека, таких людей становится все больше: от просто желающих жить за 120 лет до экспериментаторов, вживляющих себе специальные имплантаты для того чтобы чувствовать переменные магнитные поля.

И как Вы думаете, сможем ли мы сейчас прогнозировать, что будет дальше,  за ультрафиолетовым миром, где царит искусственный сверхразум, где человеческий усиленный интеллект соединяется в глобальную интеллектуальную сеть, где вещи создаются «из воздуха», а не на заводах, а люди изменяют себя по созданному дизайну?
Не знаю

 

 

Вставка 1.

 

В начале этого года в Лондоне родился первый в истории человечества ребенок с искусственно измененной генной системой.
27-летняя женщина родила девочку с изъятым врачами геном, который в случае развития мог привести к раку груди. В роду мужа женщины в трех поколениях заболевали раком после наступления 20-летнего возраста. Угроза заболевания ребенка в такой семье, по данным экспертов, достигает 80%.
Данной супружеской паре была проведена диагностика эмбриона в возрасте трех дней, когда он состоит из восьми клеток. Извлеченную клетку протестировали на присутствие аномального гена, из-за которого ребенок может унаследовать болезнь. И хотя сейчас технологически возможно удалять и внедрять гены, вероятно, из соображений большей безопасности было решено выбрать из нескольких эмбрион, не содержащий опасного гена
Теперь риск заболевания девочки и передачи по наследству генетической аномалии предотвращен.
Надо сказать, что сейчас при проведении ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение, когда яйцеклетка оплодотворяется и развивается вне матки, а в нее переносится уже эмбрион, иногда состоящий лишь из нескольких клеток) яйцеклетки проверяют, например, на носительство генов болезни Дауна. Постепенно исследования для выявления генетических патологий будут расширяться.

Это событие открыло двери для первого поколения улучшенных людей. Скоро ученые смогут диагностировать все летальные гены и менять генокод будущих новорожденных. Более того — будущие родители смогут просто заказывать будущий облик и способности детей.
Но еще удивительнее то, что следом идет генная терапия, основная идея которой: лечить генные заболевания (читай «изменять генокод») уже взрослых людей. И уже сформировавшийся человек, если у него тяжелое наследственное заболевание, сможет быть вылечен посредством замены генов. Это также открывает дорогу к получению редких и новых возможностей: гениальности, умению видеть звуки (синестезия, редкая сейчас генетическая специфика), умению переносить больший диапазон температур и т.д.

Вставка 2.

Описанное в статье будущее поражает открывающимися возможностями. Но  столь радужные перспективы могут и не осуществиться, если произойдет какая-либо катастрофа, в результате которой человечество будет отброшено назад. Некоторые эксперты считают, что вероятность глобальной катастрофы в XXI веке достигает 50%. Нам угрожают астероиды и глобальное изменение климата, возможность новой крупномасштабной войны и те опасности, что приносят новые технологии.
Все технологии, в том числе и описанные в статье, могут иметь негативные последствия. Нанотехнологии могут принести так называемую серую слизь (grey goo) — быстрое неуправляемое распространение наноассемблеров (точнее — дизассемблеров), разбирающих всю органику на составные части. Правда, сейчас уже понятно, что на каждую серую слизь найдется синяя (полицейская) или зеленая (военная).
В то же время, биотехнологии, где вопросы безопасности уже неплохо проработаны, тоже могут быть потенциально опасны. Но, с другой стороны, системы биологической безопасности могут быть модифицированы в системы нанотех-безопасности.
Также ученые опасаются создания недружественного сильного ИИ.
Ну, а социальные вопросы нам придется решать всем вместе.

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика