7-й украинский форум

А ВЕДЬ ДИНОЗАВРЫ И МАМОНТЫ ТОЖЕ, НАВЕРНО, О ЧЕМ-ТО МЕЧТАЛИ!..

( В очередь - за вечностью) .

 

«Отчего всемогущий творец наших тел

Даровать нам бессмертия не захотел?

Если мы совершенны - зачем умираем?

Если несовершенны - то кто ж бракодел!?»

 

Именно этими воистину знаменательными строчками Омара Хайяма открылся в прошедшую субботу 7-й Международный форум по проблемам иммортализма. Да, риторический вопрос легендарного восточного классика-рубаиста, казалось, на веки вечные так и повис в воздухе как справедливый и отнюдь не двусмысленный упрёк высшим силам…

 

Однако же – видит бог - не всё так скверно в этом мире. Минули годы – и вот уже с начала нынешнего столетия наша земная цивилизация вступает в качественно новую фазу своего существования, когда зловещей многовековой гегемонии смерти не сегодня-завтра будет-таки, судя по всему, положен конец. И это, поверьте, не какая-то там очередная пустопорожняя сенсация, а реально обоснованный факт. Но, правда, воспользоваться подобной привилегией сможет - увы - отнюдь не каждый... Доказательством чему является, например, одно из последних сообщений российских информагентств о беспрецедентно высоком финансировании у них передовых нанотехнологий и (что нетрудно прочесть между строк) соответствующих подспудных планах тамошней элиты. Так, согласно последнему официальному докладу вице-премьера Иванова, на развитие этой стратегической сферы из бюджета уже выделено свыше 1 миллиарда рублей, причем львиную долю указанной суммы планируется направить именно в наномедицину. Да, о стремительно нарастающем инновационном буме в России сейчас уже, пожалуй, судачат все кому не лень. Не зря же на многих отечественных интернет-порталах мнения их посетителей порою просто-таки поражают своей неподдельной остротой и злободневностью: «…Пока мы тут с вами занимаемся пустопорожним пережёвыванием соплей, идейно продвинутая российская элита давно уже, знай себе, делает четкие нацеленные шаги к достижению собственного индивидуального бессмертия!».

 

К слову сказать, рискнул коснуться этой болезненной «скользкой» темы и первый из субботних докладчиков - завлабораторией молекулярной генетики столичного Института геронтологии А.Я.Литошенко. Правда, решился на это он уже фактически в самом конце своего выступления, которое в целом было посвящено решающей роли митохондрий в развитии организменных процессов старения.

Вот, кстати, его основные конспективные тезисы:

Жизнь – это интегрированный поток энергии, материи и информации. Такую дефиницию дал этому явлению природы выдающийся советский биохимик В.А. Энгельгардт. На наш взгляд, это определение может быть наиболее ярко проиллюстрировано на примере митохондрий.

 

Митохондрии – внутриклеточные органеллы, основной функцией которых является снабжение клетки энергией. Это обстоятельство позволило американскому биохимику А. Ленинджеру назвать митохондрии энергетическими станциями клеток. Каждая клетка содержит от нескольких сотен до нескольких тысяч этих органелл.

Пищевые вещества - жиры, углеводы, белки - пройдя многоступенчатый путь распада (разрыва молекулярных связей), в конечном итоге окисляются в углекислый газ и воду с высвобождением энергии в виде тепла и молекул АТФ.

 

Но функции митохондрий в клетке не ограничиваются лишь обеспечением ее нужд энергией. Эти органеллы участвуют в регуляции ионного состава клетки, синтезе стероидов, а также (и причем это обнаружено лишь в последнее десятилетие) играют центральную роль в регуляции так называемой генетически запрограммированной гибели клеток – апоптозе. Апоптоз необходим многоклеточному организму для поддержания постоянства клеточного состава. Разрегулирование этого процесса может вести либо к развитию дегенеративных заболеваний (при его избыточной активации), либо к образованию опухолей (при его недостаточности).

 

К сожалению, одной из негативных особенностей митохондрий является то обстоятельство, что часть электронов, транспортируемых ферментами дыхательной цепи, уходит из-под контроля этих ферментов и, соединяясь с молекулами кислорода, образует супероксид-радикалы. В силу своей химической агрессивности (токсичности) эти радикалы повреждают различные молекулярные структуры клетки и прежде всего - самих митохондрий.

 

В процессе эволюции живые организмы выработали меры защиты от повреждающего действия свободных радикалов. Однако, если в силу тех или иных причин защита оказывается недостаточной, возникает состояние, называемое оксидативным стрессом. Самыми опасными и вредными следствиями оксидативного стресса являются повреждения мтДНК – мутации и разрывы молекул. Результаты данных повреждений могут быть разнообразными по форме, но тем не менее едины по сути: из-за них нарушается экспрессия генетической информации, записанной в мтДНК. По-видимому, именно этот механизм лежит в основе процесса старения.

 

Около двадцати лет назад мною была высказана митохондриальная гипотеза старения, возникшая в результате собственной интерпретации некоторых смелых новаторских идей американского химика Д. Хармена. За прошедшее время накопилось множество фактов, подтверждающих эту гипотезу, и сегодня митохондриально-радикальный механизм старения стал уже, по сути, парадигмой геронтологии. Ибо противоположная концепция - о старении как генетически запрограммированном процессе - ни теоретически, ни экспериментально пока не подтверждается: ни генов, активация которых «включала» бы процесс увядания, ни особей, мутантных по этим мифическим генам, а потому живущих стократ дольше своих сородичей, до сих пор так и не обнаружено. Да и сама потенциальная возможность наличия подобных структур противоречила бы принципам естественного отбора.

 

Что же происходит в действительности? С возрастом в митохондриях постепенно накапливаются мутации мтДНК. Это явление экспериментально доказано во многих лабораториях мира, в том числе и в нашей. Явление, когда в митохондриях присутствуют одновременно молекулы мтДНК «дикого» типа, т.е. нормальные, и мутантные молекулы, называется гетероплазмией. До тех пор, пока доля мутантных молекул мтДНК не достигает критического уровня, который для разных типов клеток различен, они могут нормально функционировать. Однако наличие мутантных молекул обусловливает синтез функционально неполноценных ферментных белков дыхательной цепи митохондрий. Следствием этого является увеличенное образование свободных радикалов, ведущее к увеличению количества поврежденных (мутантных) молекул мтДНК. Иными словами, образуется порочный круг: больше мутантных молекул – больше свободных радикалов, больше свободных радикалов – больше мутантных молекул. Это самоускоряющийся процесс. Когда доля мутантных молекул превосходит некую пороговую величину, митохондрии уже не могут генерировать необходимый для синтеза АТФ мембранный потенциал, клетка испытывает недостаток энергии и не может полностью выполнять свои функции. Более того, из изолированных собственными мембранами митохондрий, потерявших свои энергогенерирующие потенции, высвобождаются во внутриклеточное пространство (цитозоль) ряд белковых молекул, запускающих апоптоз, т.е. попросту говоря - суицидальный процесс. Причем эта картина была подтверждена в целом раде строгих направленных экспериментов.

По сути дела, практически все заболевания, развивающиеся в пожилом и старческом возрасте и являющиеся доминирующей причиной смертности в старости, носят дегенеративный характер. В основе развития таких связанных с возрастом патологий, как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, миокардиодистрофия, сахарный диабет ІІ-го типа и ряд других, в первую очередь лежит утрата клеток, обусловленная митохондриальным оксидативным стрессом, сопровождающимся апоптозом. В пользу именно такого представления свидетельствуют многочисленные исследования, в том числе и на лабораторних животных, на которых разными способами моделировали эти виды патологи.

 

Еще один вид патологии, характерный для стариков, – злокачественные опухоли. Эти заболевания, казалось бы, не соответствуют вышеприведенным представлениям, т.к. характеристикой опухолей является не утрата клеток, а наоборот, увеличение их количества вследствие некоторых мутацій в ядерном геноме. Однако, несмотря на то, что природа возникновения и развития злокачественных новообразований полностью не ясна, известно, что одним из фундаментальних патогенетических механизмов рака является дисрегуляция апоптоза. Возможно, это обусловлено тем, что раковые клетки становятся в достаточной мере независимыми от процесса окислительного фосфорилирования, т.е., от функций митохондрий. Да и митохондрий в них мало. Но это, скорее, следствия развития злокачественных опухолей. Нам представляется, что митохондрии могут быть и причиной, хотя и не единственной, ракового перерождения клеток именно в старости. В наших исследованиях впервые было установлено, что с возрастом в составе ядерной ДНК увеличивается количество последовательностей мтДНК. Это явление есть не что иное, как своеобразный мутагенез ядерного генома. Встраивание фрагментов мтДНК в ядерную ДНК, если оно имеет место в области, регулирующей активность онкогена, может вызвать возникновение опухоли.

 

Все вышесказанное служит не только лишь иллюстрацией на примере митохондрий определения жизни, сформулированного В.А. Энгельгардтом, но и ведет к представлению о том, что процесс старения, неизбежно завершающийся смертью (прекращением жизни) организма, есть не что иное, как дезынтеграция потоков энергии, материи и информации, возникающая в митохондриях.

 

Однако существуют ли перспективы увеличения продолжительности жизни?

 

Давно известно, что калорийно недосточная, но сбалансированная по пищевым компонентам диета увеличивает продолжительность жизни лабораторних животных почти в полтора раза. Под влиянием этого воздействия изменяются многие параметры митохондрий. Но, к сожалению, в силу различных причин, этот подход приемлем далеко не для каждого.

 

Какова же стратегия поиска средств, способных увеличивать продолжительность жизни человека? Как нам представляется, эти средства должны быть нацелены именно на митохондрии, а конкретнее – на нейтрализацию вредного воздействия свободных радикалов и на замещение мутантных молекул мтДНК. Причем эти влияния взаимосвязаны: первое ведёт к снижению скорости возникновения мутаций, а второе – к уменьшению интенсивности генерирования свободнорадикальных повреждений, в том числе и мутаций мтДНК.

 

Нейтрализация свободных радикалов может осуществляться с помощью применения «ловушек свободных радикалов», т.е. веществ, способных их химически нейтрализовать (антиоксидантов). Однако вся сложность состоит в том, что молекулы антиоксидантов должны достигать необходимой концентрации именно в митохондриях. Теоретически этого можно добиться с помощью т.н. митохондриотропных веществ. Одним из них является катион трифенилфосфониум, способный проникатьчерез все мембраны и накапливаться в этих органелах. Конъюгация молекулы трифенилфосфониума с различными антиоксидантними молекулами различной природы может привести к желаемому результату. Серия подобных конъюгированных молекул уже создана и их эффекты исследуются в различных лабораториях мира. Это направление сейчас интенсивно разрабатывается большой группой ученых под руководством В.П.Скулачева. (Правда, в скобках не мешало бы заметить, что данные исследования спонсируются не самим государством, а вторым по рангу российским олигархом Олегом Дерипаской. Моя же аналогичная попытка, предпринятая на одном из заседаний клуба крупнейших банкиров и «страховиков» Украины, к сколь нибудь позитивному результату так и не привела: выслушали, похлопали, после чего даже угостили дорогим коньяком с икоркой и… благополучно разъехались по домам)

 

Второе магистральное направление – замещение мутантных молекул мтДНК молекулами дикого типа - связано с последними успехами генной инженерии, бурно развивающейся во многих странах мира. Есть несколько способов доставки в клетку молекул нуклеиновых кислот, но проблема в данном случае состоит в том, чтобы необходимые молекулы мтДНК попадали именно в митохондрии. Здесь предстоит найти заведомо непростой путь решения, но зато уж сам успех сулит поистине грандиозные возможности.

 

Итак, в заключение следует подчеркнуть, что митохондрии необходимы для реализации всех жизненно важных процессов, но их функционирование неизбежно, между тем, ведет к серьёзным системным сбоям - вначале в самих митохондрий, затем на уровне клеток, органов и тканей и, наконец, всего организма. Это и есть процесс старения, отягощающийся в конце концов болезнями и приводящий к смерти. Так что первостепенная наша задача – затормозить этот процесс и отодвинуть во времени все его негативные последствия. Миссия, хоть и благородная, но требующая, тем не менее, огромных интеллектуальных усилий и, пожалуй, еще больших капиталовложений!»

Вторым пунктом повестки дня стала открытая дискуссия по итогам прочтения новой книги академика В.А.Кордюма «Наша шагреневая кожа». Правда, на данном форуме наиболее всё же конструктивной критике была в основном подвергнута заключительная часть этой эпохальной монографии, озаглавленная, кстати, очень даже символично: «Куда идёт король – большой секрет». Уточним здесь, впрочем, для пущей ясности, что речь в ней идёт о месте и роли человеческого разума в структуре мироздания, а также об отдаленных перспективах распространения его за пределы привычной земной колыбели. Причем несмотря на довольно-таки пессимистическую позицию в этом вопросе самого автора (считающего феномен «великого молчания Вселенной» как бы лишним подтверждением обреченности любой цивилизации на неминуемую творческую самоисчерпаемость вследствие тех объективных жестких механизмов, которые уже якобы изначально свойствены космосу) у подавляющего большинства присутствующих данная точка зрения так и не нашла сколь нибудь достойной поддержки. В частности, целый ряд весьма убедительных контрдоводов был приведен в этой связи директором Киевского института научного прогнозирования Эмиром Ашшурским. Во-первых, закономерный этап познания переходит в следующую свою фазу – самопознание – отнюдь не сразу, а через определенный промежуток времени, который (с учетом принятых нынче величин свободных параметров в формуле Хьюиша) делает вполне возможным синхронное существование не менее 30-и высокоразвитых цивилизаций. Да и причем в пределах одной лишь нашей галактики! Так что упорядоченные электромагнитные импульсы от их взаимных контактов и «переговоров» обязательно должны б уже были, по идее, восприниматься всеми сверхчувствительными земными радарами и спутниками связи. Но ведь ими, как говорится, и близко не пахнет!..

 

Кроме того, уважаемый академик начисто, к сожалению, упускает из виду постоянный процесс самоорганизации окружающей нас космической материи, что невольно сталкивает его в глухую пропасть фатализма. Ну а отсюда, в свою очередь, прямиком следует «вполне резонный вывод», будто всё уже давным-давно и к тому же чуть ли не побуквенно расписано наперёд – вплоть до самого скончания века. То есть в концепции Кордюма незавидная роль живых носителей разума, фактически низведенных до уровня ничтожных винтиков и гаечек, рано или поздно должна привести их либо к глобальной душевной депрессии, либо к не менее губительной для человечества всеобщей виртуализации. Хотя на самом деле, как мы только что убедились, ни то, ни другое совершенно не отвечает истинному положению вещей.

 

И тем не менее окутывающая нас отовсюду Вселенная упорно молчит – и от этого очевидного факта тоже, увы, никуда пока не деться. Вот почему, возвращаясь к подлинным причинам столь затянувшейся таинственной немоты, известный отечественный прогнозист Э.Э. Ашшурский представил гостям форума несколько собственных объяснений такого хода событий.

•  Планомерность процессов «одушевления» космоса (хотя, поскольку данная версия в той или иной форме требует наличия планировщика, то, строго говоря, вряд ли её можно отнести к разряду естественнонаучных).

 

•  Значительная этиологическая сложность происхождения цивилизаций, связанная с нелинейным характером перехода «от косного – к живому» (то есть, другими словами, принятие этого пункта делает концептуально невозможной и даже бессмысленной постановку любого рода экспериментов в духе Опарина – Миллера).

•  Продуцентный тип жизнедеятельности ранее возникших цивилизаций, призванных создать подходящие условия для дальнейшей повсеместной экспансии мирового Разума.

 

И поскольку именно последний из этих трёх альтернативных вариантов вызвал своей новизной заметный интерес у собравшейся аудитории, Э.Ашшурский постарался обосновать его более детально. Он, в частности, уточнил, что сама по себе продуцентность вовсе не сводится в данном случае к банальному примитивизму: просто эти «пионеры Вселенной», будучи лишены обострённого познавательного инстинкта, могут быть зациклены сугубо лишь на неких внутренних (скажем, экологических) потребностях, тогда как самим строением тела вполне даже смахивать и на нас с вами. И всё же такая подготовительная форма развития не способна длиться сколь угодно долго: если она (т.е. эта продуцентная ниша) со временем не будет освоена «созидателями», то рано или поздно скатится к гедонистическому образу существования, что уже непосредственно чревато деградацией тамошнего социума. И вот как раз в роли консументов-созидателей и суждено, судя по всему, выступить нашим отдаленным земным потомкам – футуроидам. Так что – с точки зрения предначертанной нам миссии – в самом феномене ВМВ нет, оказывается, ничего этакого чересчур уж загадочного или из ряда вон выходящего.

 

Однако в корне не воспринимая идею всеобъемлющей пригожинской самоорганизации, В.А.Кордюм, как выяснилось, столь же недружелюбно проявил себя и по отношению к антропному принципу. Поэтому сама мысль о грядущем завоевании человеком окружающих его «бесхозных» вселенских просторов тоже, увы, не нашла особого отзыва в его сердце. Хотя, с иной стороны, на неё живо откликнулись и даже кое в чём по существу дополнили другие участники форума.

 

Например, один из наиболее ярких представителей «глушковской плеяды» В.А.Гребнев, опираясь на новейшие космологические данные (13,7 млрд. лет - возраст Вселенной, более 4 млрд. лет - совокупный возраст земной жизни, 8 млрд. лет – оптимальный срок для полноценного ядерного синтеза и созревания сверхновых звёзд средней величины) подсчитал, что до нас никак не могло возникнуть каких-то иных созидающих цивилизаций. И причина этого весьма проста – отсутствие необходимых тяжелых элементов, большинство которых образуется именно в результате вспышек сверхновых. Кроме того, само по себе зарождение биологического разума, как полагает Гребнев, является процессом крайне маловероятным: во-первых, это не может произойти ни в разряженном газопылевом облаке, ни в ядре самой галактики, а исключительно лишь на её периферии; а во-вторых, надо еще улучить подходящий момент, когда рядом со свежей вспышкой пролетит вдруг какая-либо уже сформировавшаяся планетная система, способная вовремя захватить нужные для жизни «первокирпичики».

 

Итак, актуальность долгосрочной вспомогательной фазы, в ходе которой подготавливается почва для грядущей экспансии, полностью, выходит, подтверждается. Но как же в этом случае выглядят конкретные ближайшие перспективы вселенского антропогенеза? А вот здесь уже, по словам Гребнева, ситуация обстоит отнюдь не однозначно. А именно: если каждый из землян осознает необходимость соблюдения древнего йогического принципа «ахимсы» (провозглашающего идеалы любви к ближнему), то человечество не только выживет, но и добьётся невиданного прогресса. В противном же варианте нас – увы – ждёт печальная участь одного из тупиковых видов эволюции…

 

Пресс-служба Института научного прогнозирования

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Календарь событий
Неформальные рассказы

Пашунтий

Валерия

Сергей Чулок

Имморта

Лена

Игорь

Данила

Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика