История трансгуманизма в России

Данный текст представляет собой доклад (с изменениями) И. В. Артюхова на VII международном философско-культурологическом конгрессе "Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях", состтоявшемся в 2004 г. Позже, в 2008 г., с использованием материалов доклада была опубликована статья в книге Новые технологии и продолжение эволюции человека?


Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. крупным английским биологом Джулианом Хаксли [1]. В качестве своих идейных предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном, мыслителей 20-х – 50-х годов - биолога Дж. Б. С. Холдейна [2], физика Дж. Д. Бернала [3], палеонтолога П. Тейяр де Шардена [4,5] и др.

В своей современной форме трансгуманизм был, в основном, сформулирован в лекциях и публикациях FM-2030, он же Ф. М. Есфандиари (Fereidoun M. Esfandiary) [6,7,8]. Вклад в его развитие внесли Р. Эттинджер [9,10], М. Мински [11], Э. Дрекслер [12,13]. На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды – иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии. В популяризацию трансгуманизма внесли вклад Дэмиен Бродерик (Damien Broderick), Макс Мор (Max More), Наташа Вита-Мор (Natasha Vita-More), Ник Бостром (Nick Bostrom) и многие другие.

Таким образом, все имена, которые принято связывать с идеями трансгуманизма, принадлежат представителям Запада, почти все – англоязычным. Тем не менее, взгляд в прошлое российской мысли позволяет утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или получили своё развитие в России.

Несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия русского космизма (Н. Ф. Фёдоров [14], В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский [15], А. Л. Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, В. Ф. Купревич и др.). В свою очередь, в качестве предшественников русского космизма можно рассматривать А. Н. Радищева (достаточно вспомнить его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» [16]) и В. Ф. Одоевского (роман «4338 год»). Как продолжение русского космизма следует рассматривать возникшее в 20-е годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов (А. Святогор (А. Ф. Агиенко), А. Б. Ярославский); близкие мысли высказывал и В. Маяковский («А я совершенно убеждён, что смерти не будет. Будут воскрешать мёртвых» [17]).

В 30-е – 40-е годы движение биокосмистов-имморталистов было разгромлено, многие из последователей русского космизма были физически уничтожены. Однако идеи, восходящие к их взглядам обрели новую жизнь – в частности, во Франции в виде учения о ноосфере, сформулированного Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 20-е годы в Сорбонне.

Несмотря на то, что среди современных трансгуманистов на Западе далеко не все знают о русском космизме и его влиянии на трансгуманизм, осознание роли русского космизма присутствует. Так, один из идейных отцов трансгуманизма, автор книг «Перспективы бессмертия» и «От человека к сверхчеловеку» Р. Эттингер в предисловии к изданию первой из этих книг на русском языке [9] прямо упоминает философию общего дела Н. Фёдорова, а на интернет-сайте европейской крионической организации «Cryonics Europe» размещаются автоматически выбираемые компьютером цитаты Фёдорова.

Для того, кто знаком как с русским космизмом, так и с современным трансгуманизмом, преемственность между ними несомненна. Уже у Фёдорова мы находим положения о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбе со старением и смертью, обживании новых сред обитания, освоении космоса, проектах планетарных масштабов – всём том, что составляет сущность взглядов трансгуманистов. Фёдоров предлагал восстанавливать человеческие существа, собирая их из мельчайших частиц материи. Это можно рассматривать как первое предложение того, что сейчас называют нанотехнологией, и что составляет основную надежду современных трансгуманистов – в XIX веке, когда само существование атомов ещё было гипотезой, которую принимали далеко не все учёные! У Федорова же впервые возникает мысль и об опасности самоуничтожения Человечества в войнах с использованием новых разрушительных видов вооружений, в результате изменения климата Земли. В качестве единственного пути выживания Человечества он и выдвинул свою идею Общего дела.

Не только Николай Фёдоров, но и другие русские космисты внесли значительный вклад в фонд идей современного трансгуманизма. Огромное влияние оказал К. Э Циолковский который, развивая идеи Федорова, обосновал возможность освоения человеком космоса и даже предложил ряд технических решений, обеспечивших первые шаги в этом направлении (жидкостный реактивный двигатель, многоступенчатые ракеты, обитаемые космические станции, вакуумные скафандры и многое другое). Космические мегапроекты современных трансгуманистов – прямые наследники «эфирных поселений» Циолковского.

В. И. Вернадский, как упоминалось выше, сформулировал концепцию Ноосферы (сам термин предложен французским математиком и философом Э. Леруа). Она была развита П. Тейяр де Шарденом, идеи которого, в свою очередь, легли в основу теории современного трансгуманиста, физика-теоретика Ф. Типлера [18].

П. И. Бахметьев, русский биофизик начала ХХ века, впервые доказал экспериментально, что млекопитающие могут переносить охлаждение до температуры ниже 0°С. Он также обосновал возможность длительного сохранения человека в состоянии глубокого замораживания с целью его размораживания в будущем, когда это позволит наука. Таким образом, он за полвека до Эттинджера высказал идею того, что Эттинджер позже назвал крионикой, и что сейчас занимает столь значительное место в современном трансгуманизме. Идеи Бахметьева были довольно популярны в России начала ХХ века, вокруг него сложился кружок последователей, готовых рискнуть, чтобы отправиться в будущее. Однако в 1913 г. Бахметьев скоропостижно скончался; последовавшие Мировая война, две революции, Гражданская война и дальнейшие социальные потрясения привели к тому, что как его научные результаты, так и идеи были надолго забыты. Они ещё некоторое время сохранялись в среде биокосмистов-имморталистов (до их разгрома), послужили источником так и невыполненного замысла заморозить тело Ленина для его оживления в будущем и легли в основу известной пьесы Маяковского «Клоп». Однако, на Западе Бахметьев практически неизвестен ни как криобиолог, ни как имморталист, а его идеи пришлось открывать заново.

Можно отметить, что среди современных западных трансгуманистов весьма заметное место занимают выходцы из России и бывшего СССР. Одним из виднейших идеологов современного трансгуманизма был скончавшийся в 2000 году футуролог и специалист по искусственному интеллекту А. Численко. Сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и М. Соловьёв – известные специалисты в области крионики, сторонники иммортализма и трансгуманизма в целом, В. Турчин – автор знаменитой книги «Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции» и сооснователь проекта Principia Cybernetica, Михаил Анисимов – специалист по искусственному интеллекту и известный трансгуманист, А. Болонкин – российский учёный, ныне живущий в США и работающий на НАСА. Даже упомянутый выше «отец крионики» Р. Эттингер по материнской линии происходит из России.

В современной России присутствуют как бы несколько взаимодействующих слоёв носителей идей этого круга. Во-первых, это участники так называемого Фёдоровского движения – С. Г. Семёнова, А. Г. Гачева, В. П. Васильев, Б. Г. Режабек и др. Среди них особенное внимание уделяется религиозным и этическим аспектам взглядов Н. Ф. Фёдорова. К сожалению, последователями Фёдорова называют себя и несколько групп, ориентирующихся на парапсихологию, «эзотерику», восточные мистические практики и т. д. – круг идей, не имеющих решительно никакого отношения к наследию Фёдорова, Циолковского и Вернадского.

На учение Фёдорова в значительной мере опирается крупный современный философ И. В. Вишев, развивающий научный иммортализм – важнейшую составную часть современного трансгуманизма [19]. Последователем Фёдорова считает себя и упомянутый выше криобиолог Ю. Пичугин [20].

Второй слой – те современные российские имморталисты и трансгуманисты, которые пришли к своим идеям независимо от наследия русского космизма. Как правило, это представители естественных наук. Среди них можно упомянуть Я. И. Корчмарюка который, развивая взгляды российских учёных Н. М. Амосова, В. М. Глушкова, Э. М. Куссуля и, особенно, теорию функциональных систем П. К. Анохина сформулировал свою сеттлеретику – «новую междисциплинарную науку» о переселении личности на новые физические носители [21] (похожие предложения высказывает упомянутый выше А. Болонкин). К этой группе относятся врач Э. И. Минскер, автор имморталистической «Программы-50» и криобиолог А. В. Карнаухов, автор близкой программы «Жизнь навсегда».

Крупнейшей группой российских трансгуманистов является Российское трансгуманистическое движение (Д. А, Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев, А. А. Ерёмин, И. В. Артюхов и др.) Она существует в виде интернет-сообщества, сложившегося вокруг сайтов [transhumanism-russia.ru] и bessmertie.ru.

Деятельность участников РТД в основном ориентирована в имморталистическом направлении (см., напр., [22]). Они сотрудничают с несколькими российскими исследователями и группами, ставящими своей целью увеличение продолжительности человеческой жизни, как традиционными медицинскими методами, так и с использованием инновационных подходов (генная инженерия, терапевтическое клонирование, наномедицина, крионика и др.), поддерживают связи с имморталистами и трансгуманистами за рубежом – в первую очередь, с выходцами из России и бывшего СССР. РТД выдвинуло Манифест российского трансгуманизма, первое положение которого гласит: Важнейшей своей задачей трансгуманисты видят предотвращение гибели нашей цивилизации.

Как и на Западе, идеи трансгуманизма и иммортализма в России наиболее популярны среди представителей точных и естественных наук, врачей, специалистов по компьютерам и программированию. Интересно отметить, что в подобных же кругах были наиболее популярны и идеи русского космизма.

Литература

1. J. Huxley, New Bottles for New Wine, London, 1957.
2. J.B.S. Haldane, Daedalus or Science and the Future (paper read to the Heretics, Cambridge, on February 4th, 1923).
3. J. D. Bernal, The World, the Flesh, and the Devil: An Enquiry into the Future of the Three Enemies of the Rational Soul, 2nd ed. Bloomington: University of Indiana Press (1969) (first published in 1929).
4. П. Тейяр де Шарден, Феномен человека, М., 1955, 1987, 2002.
5. Pierre Teilhard de Chardin. The Future of Man, N.Y.: Harper, 1964, 1969 Avenir de l'Homme Paris, Seuil, 1959.
6. FM-2030, Optimism one; the emerging radicalism. Norton, 1970
7. FM-2030, UpWingers: A Futurist Manifesto. John Day Co, 1974
8. FM-2030, Are You a Transhuman?: Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. Warner Books, 1989.
9. Ettinger, Robert C. W., The Prospect Of Immortality. 1964; издание на русском языке: Роберт Эттингер, Перспективы бессмертия. М., Научный мир, 2003.
10. Ettinger, Robert C. W., Man Into Superman. Avon, 1974.
11. Minsky, Marwin., Socity of Mind. Simon & Schuster, 1987.
12. Drexler, Eric K., Engines Of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. Doubleday, NY, 1986.
13. Drexler, Eric K., Chris Peterson, Gayle Pergamit; Unbounding The Future - The Nanotechnology Revolution. William Morrow, NY, 1991; Simon and Schuster, 1992.
14. Фёдоров Н. Ф., Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. Т. I. Верный. 1906, Т. II. М., 1913. Также см.: Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4х томах. М., 1995-1999 .
15. Циолковский К. Э., Животное космоса. Собр. соч., т. 4. М., 1964
16. Радищев А. Н., О человеке, его смертности и бессмертии. Серия: Психология/классика, Питер, 2001.
17. Р. О. Якобсон. О поколении, растратившем своих поэтов. М., 1930.
18. Tipler F. J., The Physics of Immortality : Modern Cosmology, God and the Resurrection of the Dead. Anchor, 1994.
19. Вишев И. В., Н. A Фёдоров как предтеча современной концепции практического бессмертия человека. В сборнике «На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова», стр. 322-332. М., Пашков дом, 2004.
20. Пичугин Ю. И., Артюхов И. В., Крионика и перспективы федоровских идей. В сборнике «На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова», стр. 332-337. М., Пашков дом, 2004.
21. Корчмарюк Я. И., Сеттлеретика - новая междисциплинарная наука о "переселении" личности. Научно-практический семинар “Новые информационные технологии” НИТ-98 (Моск. гос. ин-т электроники и математики, февраль 1998 г.). // Материалы, с.130-149. М: МГИЭиМ, 1998.
22. Рязанов Д. А., WWW.BESSMERTIE.RU (научный иммортализм) или алые паруса на новый лад. М., Новый век, 2001.

Immortalism and Transhumanism in Rissia: Historical Roots and Current situation

For those familiar both with Russian Cosmism and modern Transhumanism a relation between them is out of the question. As early as in Fiodorov"s philosophy of Common Deed we see ideas of necessity of controlled evolution of human species, struggle against aging and death, expansion to new media, including the outer space, planet-scale projects - all that constitutes the essence of Transhumanism.

The ideas of Russian Cosmism have been adopted by transhumanists in part, through the conception of Noosphere, coined by E. LeRoy and P. Teilhard de Chardin under definite influence of V. Vernadsky's lectures which he read at Sorbonne University in 1922-23.

Many contemporary western transhumanists are unaware of Russian Cosmism and its impact on Transhumanism, although Teilhard de Chardin"s role is generally accepted. Nevertheless, such awareness exists to a certain degree. For example, one of the modern Transhumanism founders. R. C. W. Ettinger, in a foreword to the Russian edition of his "Prospects of Immortality" mentions Fiodorov's philosophy of common deed. On the front page of the web site of "Cryonics Europe" one can see selected quotes from Fiodorov.

Among recognized western transhumanists we find several persons originating from Russia and ex-USSR. One of the most notorious was A. Chislenko - a prominent futurologist and a specialist in Artificial Intelligence. Of those living currently in the West, we should mention A. Bolonkin, V. Turchin, Yu. Pichugin, M. Soloviev, et al.

In today"s Russia there exist several interleaving groups of people that share the ideas of this variety. First, these are the participants of the so-called Fiodorov"s movement - S. G. Semenova, A. G. Gacheva, V. P. Vassiliev, B. G. Rejabek, etc.

We should specially mark I. V. Vishev - a prominent philosopher that promotes Immortalism, an important component of Transhumanism.

There are several Russian immortalists and transhumanists that have come to their ideas independently from the heritage of Russian Cosmism as well as independently from each other. As a rule, they have a natural science background. Among those is Yan Korchmaryuk who has formulated his Settleretics - "a new interdisciplinary science" dealing with a transfer of human mind from one physical carrier to another (similar ideas are promoted by A. Bolonkin mentioned above). To this group we can attribute E. I. Minsker, the author of immortalistic "Program-50", and A. V. Karnaukhov, the author of a similar "Life Forever" program.

The largest group of Russian transhumanists is Russian Transhumanist Movement (D. A. Ryasanov, I. V. Vishev, D. A. Medvedev, I. S. Almazov, A. N. Gordeev, A. A. Eriomin, I. V. Artyuhov, et al.). It functions as an Internet community grouping around the web sites transhumanism.ru and bessmertie.ru.

Ссылки

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика