Потеря смысла жизни vs Трансгуманизм

Ни для кого не секрет, что самоубийство – это плохо. Однако о том, что к формам суицидального поведения относятся и такие вещи, как нейтральное и положительное отношение к смерти, попустительство нездоровому образу жизни, принятие нерациональных решений, занятия, сопряженные с высоким риском для жизни – знают далеко не все. Считается, что это всего лишь особенности характера, незначительные недостатки, слабоволие, в крайнем случае – неприятные странности, но никак не стремление к смерти. А вот трансгуманизм и вытекающая из него идея о продлении жизни всеми силами – наоборот, представляется опасным заблуждением. Удивительно, но факт: на словах все хотят жить, но ничего не делают, чтобы отпущенный природой срок увеличить. Отсутствие инвестиций в исследование старения и смерти – всего лишь частный случай, одна из сторон проблемы. Существующая в обществе тенденция к самовредительству, выражающаяся в своем апогее в нерациональном государственном управлении, ведущем к снижению качества жизни и потере здоровья населением, требует самого пристального внимания. Давайте рассмотрим подробнее, какие причины лежат в основе саморазрушительного поведения в повседневной жизни.

Специалисты, занимающиеся исследованием суицидального риска, выяснили, что наиболее значимым фактором безразличного или даже негативного отношения к жизни является бедность и мозаичность ценностно-смысловой сферы личности. Ценность – это то, что мы считаем важным, значимым, полезным для себя. Смысл – это оценка того, насколько выбранная цель деятельности может удовлетворить имеющиеся потребности. Потребность, в свою очередь – это специфическое ощущение напряжения, индикатор, что организму и личности недостает каких-либо условий для развития. Чем ближе цель к образу желаемого, чем больше она подходит для удовлетворения потребности, тем сильнее чувство осмысленности усилий по ее достижению.

Что такое недостаточность ценностно-смысловой сферы?

Самый неблагополучный вариант – это когда у человека вовсе отсутствует понимание общечеловеческих потребностей и представление о долгосрочных жизненных целях (достичь чего-то, исследовать нечто, пережить какое-то особое, возвышенное состояние духа). Такие люди неспособны ответить на вопросы «Зачем живут люди? Зачем вы живете?», они живут сегодняшним днем, их планы ограничены малым отрезком времени и в основном состоят в выполнении сиюминутных желаний. Такой человек будет каждый день объедаться сладким, набирать вес и совершенно не задумываться о том, что нерациональное отношение к собственному здоровью может привести к тяжелым заболеваниям и сокращению продолжительности жизни. «Смерть там, впереди, где-то настолько далеко, что сегодня я могу делать все, что угодно». То же касается проблемы курения, злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Безволие? Дурные привычки? Так, да не так. Просто в системе представлений таких людей существуют значительные пробелы, из-за которых они не способны понять, что высшими ценностями человеческой жизни являются здоровье, долголетие и самореализация в творчестве (творчество здесь понимается широко, как осмысление прежнего опыта и создание новых форм в любой сфере деятельности), и своими поступками они эти ценности разрушают. Когда им говорят о научных разработках в сфере продления жизни – в лучшем случае они посмотрят удивленно, в худшем – покрутят пальцем у виска: зачем так стараться ради какой-то ерунды?

Недостаточность ценностно-смысловой сферы базируется на том, что у человека неразвито самопонимание – то есть, система представлений о самом себе и своих индивидуальных потребностях. В детстве мы прекрасно чувствуем, чего нам хочется в тот или иной момент (а «хотение» – это и есть проявление потребности), но по мере развития личности желания усложняются, сознавать их становится труднее. Что более неприятно – другие люди и общество в целом склонно навязывать нам «правильные» желания. Кто из нас не слышал фразы наподобие «Кто умнее – тот уступит!», «Ты должен стать экономистом!», «Счастье – в деньгах!», «Все музыканты спиваются!», «Заниматься резьбой по дереву – не престижно!» и прочие образцы народной мудрости, которые могут только запутать человека и отучить его делать то, к чему подталкивают его задатки и его понимание мира. В результате он живет, ориентируясь на чужие ценности, но, к сожалению, найти связь между ними и своими влечениями очень трудно, а значит, и работа по достижению чужих целей ощущается как бессмысленная. Знакомая ситуация, не правда ли? Образованный, неглупый, но малоактивный, инертный сотрудник – бич современного работодателя. Потому и мал процент продуктивных ученых, талантливых менеджеров, работников-энтузиастов, что большинство людей занимаются делом, которое им навязал социум, делом, совершенно чуждым их натуре.

А что в результате? Чем сильнее чувство бессмысленности жизни – тем более наплевательски человек относится к себе и к миру, в котором живет. Ему нечего терять, ведь у него ничего нет – ни радости творчества, ни гордости за проявление своей индивидуальности, одни серые будни и беспрерывное беспокойство, идущее откуда-то изнутри: невыполненные желания отзываются чувством нехватки, чувством напряжения. Это состояние называется фрустрацией потребностей и оно лежит в основе хронического стресса и депрессии. Не зная, как избавиться от этого напряжения, многие люди ударяются в погоню за приятными переживаниями (еда, обладание несусветным количеством вещей, высоким статусом) и острыми впечатлениями. К сожалению, решения они там не находят. Смысла в жизни как не было, так и нет.

Картина неприятная, но, к счастью, не безнадежная. Человек – открытая и гибкая система, он так устроен, что в любой момент жизни впитывает в себя новые знания, осваивает новые навыки. В этом и заключается выход из ситуации: если ценностно-смысловая сфера бедна, ее надо просто пополнить. Не зря первый этап работы с любой проблемой – что научной, что личностной – это исследование, приобретение недостающей информации. Человек может в любой момент взять лист бумаги, сесть и приступить к самоисследованию. Или открыть книгу и почитать. Для тех, кто узнал себя в примерах, описанных выше, я приведу простой алгоритм, используя который можно постепенно найти выход из смыслового кризиса.

Нужно получше изучить себя. Для этого подходят такие вещи, как психологические тесты (научные, разумеется, а не из серии «Как узнать, сколько жен у вас было в прошлой жизни»), помогающие определить тип характера, эмоциональные особенности, профессиональные склонности, наиболее значимые сферы для самореализации, навыки общения. Лучше, если такую диагностику поможет провести профессиональный психолог, но это можно сделать и самому. Дальше рекомендуется посвятить время вспоминанию детства, чтобы узнать, к чему изначально подталкивала вас ваша природа – возможно, у вас были художественные задатки, вы умели приручать животных, или же вам доставляло радость быть заводилой в своей компании, и вы всегда изобретали смешные игры. Запишите все, что сумеете вспомнить. Какие-то из детских увлечений могут стать дверью в новое понимание самого себя и своих потребностей. Именно из детских увлечений, из того, чему вы отдавались самозабвенно, может вырасти любимое дело во взрослой жизни.

Возможно, что в результате этого анализа вы обнаружите, что сильно отклонились от того пути, который был предопределен вашей природой. На этом этапе многие склонны расстраиваться и говорить: «Да ну, что я теперь могу изменить, образование получено, карьера сделана, что-то менять в моем возрасте – это глупость». Но в этот момент оснований для такого решения нет. И вот, почему.

Вы еще не попробовали связать свои детские мечты и вашу жизнь в данный момент. Проведите инвентаризацию имеющихся у вас ресурсов (образование, навыки, связи, финансы, друзья). Найдите, чего не хватает, поразмыслите, как это получить. Подумайте о том, что может вам помешать в изменении хода жизни. Подумайте о том, что может вам помочь. Разработайте хотя бы один полноценный и реалистичный план, в котором ваши личные потребности и мечты смогут найти свое место. Пусть сначала это будет на уровне хобби. Пусть вы начнете уделять этому всего пару часов в неделю. Самое главное – попробовать на вкус, что такое заниматься «вашим» делом. Достигнуть первых результатов и сравнить – вы радуетесь им так же, как успеху проекта на нелюбимой работе, или все-таки есть разница? И если вы нашли «свое» - организуйте свою жизнь вокруг этого занятия. Когда вы почувствуете, что насытились и душа запела – можно приступать к следующему этапу.

Все, что следует делать дальше – продолжать углублять знания о себе и об окружающем мире. Чтобы сделать свою ценностно-смысловую сферу полнокровной, необходимо от частного и индивидуального перейти к общему. Посвятите время тому, чтобы подумать о таких абстрактных вещах, как счастье, любовь, жизнь, цивилизация, потребности, смерть, чувства, культура, предательство, сомнение, люди, успех, знание, добро, зло, проясните для себя их максимально точное значение. Не полагайтесь на обманчивое ощущение, что если вы прожили достаточно долго, то уж в таких-то простых вещах отлично разбираетесь. Уверяю, вас ждет много открытый, если вы хотя бы посмотрите значение этих слов в этимологическом и толковом словаре, а уж если доберетесь до специализированных изданий, удивлению не будет конца. Немножко открытий из сферы психологии. Вы сможете узнать, например, что, чувство злости является индикатором, что вы столкнулись с препятствием, и злых людей не существует – существуют те, кто по какой-то причине видит в других препятствие к своему счастью. Чувство грусти означает потерю или нехватку, так что «от природы» депрессивных людей тоже не существует – зато есть люди, которым не удается достичь своей цели и которые ощущают потерю. Счастье тесно связано с тем, живет ли человек в соответствии со своей природой, или выполняет чужие мечты вместо своих. А любимый человек (пусть это прозвучит немного механистично, но для науки это так) – это тот, кто является важнейшим условием выполнения личностных потребностей того, кто любит. Словом, вам придется подвергнуть сомнению и провести небольшое исследование тех понятий, на которые опирается ваше мировоззрение. Когда вы сумеете построить непротиворечивую, логичную структуру, вам будет намного легче увидеть связь между тем, что вы делаете, вашими личными жизненными целями и целями общества.

Звучит сложно, верно? Ну что ж, кому-то повезло проделать эту работу постепенно в течение долгого времени, а кто-то берется за нее лишь тогда, когда «жизнь заставляет», и выполняет авралом. Так уж сложились обстоятельства. Зато в конце вас ждет замечательный подарок. Ведь чувство осмысленности жизни, радость жизни, выполнение мечты, вдохновение, счастье – это не все, что окажется у вас в руках. По мере того, как растет творческая активность человека, усиливается его влияние на окружающий мир. Неблагополучие, которые мы видим вокруг себя сейчас, будет постепенно сходить на нет, по мере того, как будет расти число людей с полнокровной, богатой системой жизненных ценностей и целей. Вопросы - почему нужно внедрять инновации, повышающие качество жизни, зачем нужно улучшать психологическую подготовку будущих родителей, почему необходимо повышать уровень системы образования, зачем финансировать науку, здравоохранение, и, в том числе, вести исследования по проблеме увеличения продолжительности жизни, - найдут свои ответы. Вы сможете лучше понять тех «чудаков» - трансгуманистов, имморталистов - которые носятся с идеей долгожительства и стараются привлечь к ней внимание общественности. Тому, кто занят своим любимым делом и получает от него удовольствие, не хочется мириться с помехами, жить в неблагополучном обществе, и уж тем более - расставаться с жизнью всего через какие-то 70 лет. У творца много планов. Ему нужна перспектива.

Не бездействуйте. Станьте одним из тех, кто способен создать для себя лучшее будущее.

Е.А.Милова, психолог

Ссылка на первоисточник

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика