Становясь Постчеловеком

"Вы играете в Бога".

"Кто-то же должен этим заниматься!"

Стив Мартин, “Человек с Двумя Мозгами”

 

"Я учу тебя о сверхчеловеке. Человек – это то, что должно быть преодолено. Что ты сделал, чтобы преодолеть его?"

Фридрих Ницше, “Так говорил Заратустра”, Ч. I , Пролог, глава 3.

 

Гуманизм и Трансгуманизм

 

Имеем ли мы право "играть в Бога?" Чтобы ответить утвердительно на этот вопрос нужно упомянуть гуманистов, признав, что нет никакого божественного создателя, пастуха и так называемого Дающего Цели. Однако, я утверждаю, что многие гуманисты, настроенные против многих вдохновленных религией догм, и не смотря на пропричину, науку и технологии, все еще боятся, как Прометей бросить вызов богам.

Этот страх особенно проявляет себя в обычной (хотя и не всеобщей) гуманистической реакции на возможность технологического достижения физического бессмертия или нестарения. Многие гуманисты, даже если они и допускают возможность такого монументального научного прорыва, уклоняются от этой перспективы. «Это неестественно». «Жизнь без смерти была бы бессмысленна». «Я не хочу жить дольше отведённого мне срока». Не только физическое бессмертие, но также и приобретение сверхчеловеческих (или постчеловеческих) ума и способностей они рассматривают со страхом и дрожью. Многие эпизоды гуманистического «Стар Трека» воплощают это отношение: желание превзойти возможности простого человека всегда навлекает беду, начиная со 2-ого эпизода «Где Ни Один Человек не Бывал Прежде».

Такие рассказы так же отвратительны мне, как и подобные им «Икар», «Франкенштейн», и «Башни Вавилона»: люди не должны пытаться превзойти свои возможности. Не создавайте крылья! Не стройте башни, которые пронзают небеса! Не пытайтесь победить старение и смерть! Лечите больное, но не улучшайте здоровое!

Появление движения трансгуманистов, хотя оно и разделяет много ценностей и целей с гуманизмом, объясняется тем, что гуманизм имеет существенный недостаток – отсутствие храбрости и предвидения. И число последователей трансгуманизма непрерывно растёт. Как можно понять из данного термина, трансгуманисты видят наше будущее, как будущее постлюдей, подстраивая под это видение свой взгляд на жизнь. Наиболее организованная группа трансгуманистов называет себя Экстропийцы (другие были найдены в группах защиты интересов продления жизни, исследования космоса, и так далее). Мы развиваем экстропийные перспективы в технологиях, науке, философии и искусстве в нашем журнале «Экстропи: Журнал Трансгуманистической Мысли», в информационном бюллетене Института Экстропи, форумах электронной почты и конференциях. У экстропийцев есть определенная концепция трансгуманизма, в которую входят определенные ценности и цели, такие как безграничное расширение, самопревосходство, динамический оптимизм, интеллектуальные технологии и самопроизвольный порядок. Экстропийцы - те, кто сознательно воспринимает термин «экстропи» как долю ума, информации, энергии, жизни, опыта, разнообразия, хороших возможностей и роста.

Экстропийный Трансгуманизм подчеркивает аспекты гуманизма, нежели находится в противоречии с ним. Например, мы разделяем большинство ценностей и целей, перечисленных в «Подтверждениях Гуманизма». Особенно ярко они выражены в принципах, утверждающих, что «Мы - граждане вселенной и взволнованы открытиями, только что совершёнными в космосе», «…мы открыты для свежих идей и ищем новые возможности для нашего мышления», «Мы верим в оптимизм, а не пессимизм...».

Хотя тема этой статьи - "Играя в Бога", я предположу, что дело не в том, стремимся мы играть в Бога или стать богами, но в том, что мы стремимся стать постлюдьми. Разговор "о Боге" или "богах" поднимает великое множество традиционных, устаревших, примитивных концепций о высшем разуме. Давайте рассмотрим все предположения и теории о трансгуманизме, пока задумываемся о нашем возможном будущем существовании. Независимо от того, станем ли мы бессмертными и невероятно сильными или нет, мы не будем ни сверхъестественными призраками, неподдающимися законам физики, ни ревнивыми и мстительными двигателями иудейско-христианских нравов. Так, не принимая во внимание богов, я спрошу: во-первых, действительно ли постчеловеческое состояние возможно? Во-вторых, должны ли мы стремиться стать постлюдьми? Желательно ли это?

 

Возможно ли существование постлюдей?

 

Переход от человека к постчеловеку может быть определён физически или миметически. Физически мы станем постлюдьми только в том случае, если мы сможем совершить фундаментальные и глобальные изменения в нашей наследственной генетике, нейрофизиологии и нейрохимии, когда мы больше не сможем классифицироваться как Homo Sapiens . Миметически, можно предположить, что постлюди будут обладать несколько иной мотивационной структурой, отличной от человеческой, или, по крайней мере, способностью изменять её по собственному желанию. Например, модифицировать и контролировать сексуальную ориентацию, напряжение и собственные т.н. биологические часы, или осуществлять полный контроль над эмоциональным состоянием через манипуляции биохимией нервной системы.

Безусловно, мы уже сделали первые шаги по дороге к трансгуманизму. Мы уже изменяем нашу генетическую структуру, чтобы исправить ошибки природы. Мы используем Прозак, Пирецетам, Хайдегрин и Депренил, чтобы изменить нашу физиологию, увеличить концентрацию и замедлить старение мозга. Исследования более индивидуальных и сильных нейрохимических модификаторов развивается и ускоряется, так как мы используем новые инструментальные средства от молекулярной биологии, компьютеризированного молекулярного проектирования и томографии мозга.

Слияние человека с кибертехнологиями очевидно для тех, кто исследует эту область. Компьютеры и техника становятся всё более органическими, самоизменяющимися и интеллектуальными. Управление этими разработками находится в таких областях как искусственная жизнь, нейронные сети, интеллектуальные средства передачи информации и искусственный интеллект. В то же время, мы начинаем вживлять эти технологии в свои тела. Мы начали с кардиостимуляторов, искусственных суставов и контактных линз. Искусственные сетчатки на данный момент находятся в разработке, и совсем недавно, в лабораторных условиях, успешно передали сигналы между нейроном и полем транзистора. Исследователи предполагают, что следующим шагом будет соединить множество нейронов с электронными компонентами. Компьютеры и их интерфейсы быстро изменяются, чтобы соответствовать образу нашей жизни: от универсальных ЭВМ с текстовым интерфейсом до ПК и КПК, ГИП, системы распознавания голоса и поисковых систем. Сколько времени пройдёт до того момента, как компьютеры будут внедрены в наш мозг и будут восприниматься нами как дополнительное полушарие? Может быть, 10 лет, может, 50 или 60, но этот момент обязательно настанет.

Рассвет нового тысячелетия увидит способность использовать спроектированные вирусы, чтобы изменять генетическую структуру любой клетки, даже взрослых, дифференцированных клеток. Это даст нам практически полный контроль над нашей физиологией и морфологией. Молекулярные нанотехнологии, возникшие совсем недавно и всё более финансируемые технологии, в конечном счете, дадут нам фактически полный контроль над структурой вопроса, позволяя нам построить абсолютно всё, атом к атому. Мы сможем программировать постройку физических объектов (включая наши тела) так же, как сейчас мы делаем это с программным обеспечением. Отмена старения и непроизвольной смерти будет первым результатом. Мы уже осуществили два желания алхимиков из трёх: мы преобразовали элементы и научились летать. Бессмертие является следующим.

Некоторые исследователи искусственного интеллекта, роботехники и когнитивисты предвидят еще более радикальные постчеловеческие возможности. Мы сможем "загружать" самих себя (нашу психологию, воспоминания, эмоциональные ответы, ценности, чувства) из наших биологических мозгов в искусственные мозги. Работая на новых аппаратных средствах, например, на связующих нанокомпьютерах, наша умственная деятельность сможет ускориться в миллион раз и допустить намного более легкую и обширную модификацию, чем позволено нашим естественными мозгам.

 

Постчеловеческая Цель

 

И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. "Смотри, - говорила она, - я всегда должна преодолевать самое себя. Конечно, вы называете это волей к творению или стремлением

к цели, к высшему, дальнему, более сложному». Так говорил Заратустра, Ч 2,

«О самопреодолении».

 

 

Почему мы стремимся узнать, что находится по ту сторону нас и нашего человечества? Почему мы пытаемся стать постлюдьми? Почему бы нам просто не смириться с нашими максимальными возможностями и отказаться от превосходства? Задавая эти вопросы, мы практически на них и отвечаем. Задавая такие вопросы, человек проявляет себя стыдливо, угоднически или самодовольно. Просвещение и гуманистические перспективы дают нам уверенность в том, что прогресс возможен, что жизнь - это огромное приключение, и что разум, наука и добрая воля смогут освободить нас от оков прошлого. Конечно, мы можем достичь многого, при этом оставаясь человеком. И всё же мы сможем достигнуть более высоких вершин, только если используем наш интеллект, решимость и оптимизм, чтобы выбраться из человеческой куколки. Эволюция, не смотря на наши усилия, установило наше поведение в определённых направлениях, встроенных в нашу нервную систему. Наши тела и мозги ограничивают наши возможности. Наш творческий потенциал используется в полную силу в пределах человеческого интеллекта, воображения и концентрации.

Старение и смерть преследуют всех людей. Для трансгуманистов, по словам Алана Харрингтона, смерть – это ограничение, наложенное на человеческую расу, и так продолжаться больше не может. Правда, приводящая в ярость, в том, что как только мы начинаем накапливать немного мудрости и опыта, старение тут же подкрадывается к нам, чтобы истощить нас. Природа не позволяет нам выгодно использовать наши первые несколько десятилетий опыта. А смерть нападает, чтобы нанести последний удар. Таким образом, для экстропийцев и других трансгуманистов технологическая победа над старением и смертью выделяется как самые срочные, насущные и достойные поиски нашего времени.

Некоторый страх перед тем, что жизнь потеряет своё значение без традиционных стадий жизни, порождён старением и тем, что смерть неизбежна. Экстропийцы рассматривают такое отношение как понятную рационализацию, механизм того, как улучшить и остановить то, что ранее было неизбежным. Конечно, достижение постчеловеческой продолжительности жизни потребует полного пересмотра нашего образа жизни, нашей организации и нашего осознания самих себя. Но всё же, усилия стоят того. Безграничная жизнь раскрывает новые перспективы, неизученные возможности, неограниченное саморазвитие. Нестарение и бессмертие не только не лишат жизни её значения, а скорее наоборот. Я полагаю, что значимость и ценность требуют непрерывного создания и разрушения форм, процесса самоопределения, а не инертного состояния. Кроме того, движение к превосходству является слишком сильным и важным для жизни. Это видно по нашей неутолимой жажде в героях, которыми мы могли бы восхищаться, и в постоянстве, вездесущности, в искажённой и воплощённой форме религии. Лучше признать и использовать, чем проигнорировать или искоренить это.

Принципы современной медицины воплощают в себе такое обычное для нашей жизни, острое различие между лечением болезни и усилением функции до запредельных уровней. Доктора понимают свою работу как лечение болезней и исправление дефектов, но не как усиление уже здоровых функций. Я думаю, что это связано с ограниченной концепцией «естественного». Когда мы лечим дефекты, мы просто делаем так, как создала природа (или Бог). Говорят, жить бесконечно или выводить возможности тела и мозга за пределы нормы неестественно. Таким образом, нам кажутся вполне приемлемыми психиатрические медикаменты, но совершенно не приемлемыми средства, повышающие интеллект. Мы практикуем кардиохирургию, но отказываемся от глубокого замораживания практически мёртвого тела.

Всё же мы должны расценивать трансчеловеческое превосходство как естественное. Природа воплотила в человеке стремление к поиску новых сложных структур, преодолению себя, чтобы принимать новые, более эффективные формы. Ницше считает, что это ясно по всеобщему желанию в могуществе. В последнее время это стремление к усложнению частично раскрывается нам через теорию сложности, теорию эволюции, искусственную жизнь и нейровычислении. Преодоление собственных возможностей естественно для людей. Движение к трансформации самих себя и нашей окружающей среды находится внутри нас.

Никто не накажет нас, если мы откроем ящик Пандоры, если оснастим себя крыльями постчеловеческого интеллекта и нестарения. Наши старые стереотипы, удерживающие нас от радикальных новшеств, были адаптивными в ранней истории, когда мы находились на краю исчезновения. Новые методы, которые изменили образ нашей жизни, могли привести к голоданию общества примитивных людей. Да, нам нужно осторожно вступать в стадию изменения функций человеческого мозга, генов и физиологии, но давайте не будем удерживаться в прошлом страхами или ложным почтением к Природе.

Жизнь и интеллект никогда не должны находиться в инертном состоянии. Находясь в неограниченном прогрессе, они могут постоянно переупорядочивать, изменять и превышать свои возможности. Пусть наша цель станет бурным и динамичным продолжением это безграничного процесса. Цель религии – духовное общение или просто служение Богу, как высшему существу. Реальная цель гуманистов, цель экстропийцев, - это наше собственное расширение и бесконечное развитие. Человечество не должно застаиваться: торможение расцвета нашего продвижения вперёд будет изменой того динамического врождённого стремления к развитию нашей жизни и сознания. Давайте развиваться в постчеловеческую стадию. Бог был примитивным понятием, созданным суеверными людьми, только начинающими отдаляться от невежества и бессознательного состояния. Понятие Бога было угнетающим: существо более сильное, чем мы, но созданное по концепции нашего незрелого представления о самих себе. Наш собственный процесс бесконечного прогресса к высшим формам должен и заменит эту религиозную идею. Человечество – временная стадия на эволюционной тропе. Мы не зенит развития природы. Пришло время нам сознательно взять ответственность за самих себя и ускорить наше движение к трансчеловечеству.

Нет больше богов, нет веры, нет больше робкого сдерживания. Давайте вырвемся из наших старых форм, нашей слабости, невежества и смертности. Будущее принадлежит постчеловечеству.

 

автор: Макс Мор

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика