Трансгуманистическая политология

Открывая этот раздел, мы стремимся охарактеризовать основные вопросы, которые ставятся самой жизнью перед трансгуманистической политологией – отраслью науки, которая рассматривает изменения политического характера в современном обществе с точки зрения именно трансгуманистического мировоззрения. Мы считаем, что трансгуманисты не могут стоять в стороне от этих вопросов. Мы надеемся, что политологи – члены РТД и наши единомышленники - внесут свой вклад в развитие трансгуманистической политологии.

Заметим, что трансгуманизм сам по себе не является политической идеологией. Трансгуманизм – это мировоззрение, считающее возможным и желательным многостороннему улучшение человеческой природы технологическим путем. В первую очередь имеются в виду медицинские биотехнологии, позволяющие осознано трансформировать параметры человеческой природы, а также нанотехнологии, технологии искусственного интеллекта и др. Трансгуманисты отмечают тот факт, что человек уже в основном исследовал механизмы эволюционного процесса, изучил эволюционный путь своего вида и теоретически способен взять свою дальнейшую эволюцию под сознательный контроль, направляя ее в желательное для себя русло.

Тем не менее, трансгуманизм может быть обозначен как квазиполитическая идеология, так как неизбежная реализация идей трансгуманизма наиболее демократичным и гуманным способом невозможна без политических договоренностей, без широкой социальной конвенции и даже без политического консенсуса по основным вопросам.

К сожалению, почти все сегодняшние политические концепции не учитывают адекватно предстоящие изменения. Они исходят из представления о незыблемости самого общества и имеющихся структур управления, хотя кажется совершенно ясным, что устройство общества будущего будет значительно отличаться от нынешнего. Некоторые принципы мы можем обозначить уже сейчас: большая свобода индивида, проистекающая из доступности коммуникационных технологий и информации в - в то же время - больший контроль со стороны государства, постепенная утрата рыночным обществом своей базовой характеристики – контроля над средствами производства вследствие информатизации и развития распределённых производственных технологий и др. Все это ждет своего изучения, притом скорого. В то время как только некоторые трансгуманистические вопросы (такие, как клонирование, стволовые клетки, генная инженерия, искусственное оплодотворение) вышли на передний план политики, например, в США, Европе, некоторых странах Азии.

Надо сказать, что среди трансгуманистов есть представители самых разных политических течений. На Западе больше всего социалистов разного толка и либертарианцев. И те, и другие считают, что у каждого человека должна быть возможность использовать трансгуманистические технологии, однако, первые считают, что гарантом равного доступа должно быть общество/государство, а вторые уверены, что это должен быть рынок. Некоторые российские авторы предлагают видения трансгуманистического будущего, основанные на коммунистических идеях. И хотя также встречаются те, кто проповедует «элитарность» трансгуманизма, тем не менее, подавляющее большинство трансгуманистов придерживаются в своих убеждениях принципов демократии.

Основной проблемой для осуществления пост эволюционных планов является массовость современных человеческих обществ, что делает фундаментальные договоренности по поводу путей развитии человечества довольно сложными, хотя современная политика массового участия выработала некоторые механизмы, способные решать подобные вопросы. Во-первых, и самое главное, это такое выдающееся достижение человеческой цивилизации как демократия – социальная технология, наиболее подходящая для оптимального управления в массовых эгалитарных обществах, преобладающих в современном человечестве. Во-вторых, это современные информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие быстро и организованно взаимодействовать в огромных сообществах. Например, глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая общаться на любых планетарных расстояниях неограниченному количеству людей в режиме реального времени.

Человек является социальным и культурным существом. И если, предположим, появится возможность трансформировать с помощью новых технологических возможностей один индивид, одну особь, то куда сложнее проблема направляемой самим эволюционирующим видом эволюции, т.е. организованная и согласованная трансформация целых социальных групп, учитывая, что решения должны приниматься в парадигме демократии самой этой группой.

Поэтому вопрос представляется актуальным для социальной и политической философии, а также для практической политологии. Исследователи, работающие в этих областях, могли бы классифицировать и оценить с научной точки зрения как саму идеологию трансгуманизма, различные ее варианты, группы ее исповедующие, то социальное движение и его значение, которое эти группы представляют, так и предложить ответы на те реальные социокультурные и политические вызовы глобальному человечеству, которые трансгуманизм обозначает.

Вопрос поставлен о самой сути человеческой природы, ее дальнейшей судьбе. Человечеству сегодня стало ясно, что оно является лишь ступенькой, хотя и очень важной, в огромном здании эволюции, которое продолжает строиться, и человеку, по-видимому, впервые в эволюции живой материи, выпала привилегия далее самому определять архитектуру здания. Человек осознал, что у его вида было как дочеловеческое прошлое, так и существуют варианты возможного постчеловеческого будущего. И тот вариант, который будет реализован, возможно, зависит от политических решений ближайшего будущего и в целом от нынешнего хода культурной эволюции человека.

Статьи

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика