Данный текст представляет собой доклад (с изменениями) И. В. Артюхова на VII международном философско-культурологическом конгрессе "Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях", состтоявшемся в 2004 г. Позже, в 2008 г., с использованием материалов доклада была опубликована статья в книге Новые технологии и продолжение эволюции человека?
Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. крупным
английским биологом Джулианом Хаксли [1]. В качестве своих идейных
предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном,
мыслителей 20-х – 50-х годов - биолога Дж. Б. С. Холдейна [2], физика Дж. Д. Бернала [3], палеонтолога П. Тейяр де Шардена [4,5] и др.
В своей современной форме трансгуманизм был,
в основном, сформулирован в лекциях и публикациях FM-2030, он же Ф. М.
Есфандиари (Fereidoun M. Esfandiary) [6,7,8]. Вклад в его развитие внесли Р.
Эттинджер [9,10], М. Мински [11], Э. Дрекслер [12,13]. На их идеи опираются
основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды –
иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии. В популяризацию
трансгуманизма внесли вклад Дэмиен Бродерик (Damien Broderick), Макс Мор (Max
More), Наташа Вита-Мор (Natasha Vita-More), Ник Бостром (Nick Bostrom) и многие
другие.
Таким образом, все имена, которые принято
связывать с идеями трансгуманизма, принадлежат представителям Запада, почти все
– англоязычным. Тем не менее, взгляд в прошлое российской мысли позволяет
утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим,
впервые возникли или получили своё развитие в России. |